Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
17 декабря 2015, 18:00

Экономические вопросы в первую очередь интересовали журналистов на пресс-конференции Президента РФ

Главное событие сегодняшнего дня, да и пожалуй последних недель, а если брать в рамках года - одно из центральных - большая пресс-конференция Владимира Путина, ставшая уже традиционной. Как всегда к ней огромное внимание, поскольку глава государства, отвечая на вопросы наших и иностранных журналистов, тем самым подводит некие итоги. Для тех, кто наблюдал сегодня за происходящим общением, были интересны и вопросы: темы задают канву и становится понятно, какие события вызывают наибольший резонанс. Безусловно, одно из ключевых направлений - была и остаётся экономика: от глобальных моментов к отдельным принятым решениям: политика Центробанка, нефть и доллар, парковки, пенсионный возраст. Это то, что волнует нас всех о вопросах и ответах Президента.

Декабрь вот уже второй год подряд – время серьёзных испытаний для российской валюты. Отпущенный в свободное плавание рубль снова дешевеет, валютные доходы в казну сокращаются. Если в начале 2014 года бюджет планировали при 100 долларах за баррель, то год спустя рассчитывали уже на 50, а теперь цена упала ниже сорока. Поэтому неудивительно, что вопрос президенту о самочувствии российской экономики прозвучал первым.

"Начнем с того, что я расскажу вам старый замшелый анекдот. Встречаются два приятеля, один другого спрашивает, как дела? Тот говорит, ну, вот как в полоску, черная, белая. - Сейчас какая? - Сейчас говорит черная. - Проходит еще там полгода. - Ну, как дела? - Да, знаю в полоску. - Сейчас-то какая? - Сейчас говорит черная. - Нет, тогда же была черная. - Нет, выясняется, что тогда была белая. Вот у нас примерно такая ситуация. После вот этого падения цен на наши основные энергоносители и поползли все наши показатели. Какие они? Это сокращение ВВП на 3,7%, на 7 декабря инфляция с начала года 12,3%. Реальные располагаемые доходы населения сократились. Вместе с тем, и мы тоже об этом уже говорили, статистика показывает, что российская экономика кризис в целом миновала. Пик, во всяком случае, не кризис, а пик кризиса", - заявил Владимир Путин.

В итоге расходы бюджета в этом году превысили доходы уже почти на один триллион рублей. Позволить такой дефицит Россия себе может, пока в различных фондах, созданных в предыдущие годы, есть достаточные запасы. Сейчас это в общей сложности около 8,5 триллионов рублей. В условиях непредсказуемости на мировых рынках это позволяет избежать чреватых ошибками поспешных решений.

"Волотильность очень большая, мы не будем спешить с пересчетами и с внесением корректив в бюджет, потому что это влечет за собой снижение объема финансирования и социалки и реального сектора, но правительство, конечно, готовит сценарий на любой вариант развития событий. Это должно быть в руках правительства как инструмент , правительство должно быть готово к любому развитию ситуации", - отметил Владимир Путин.

Антикризисный план, разработанный на этот год, как отметил Президент, удалось выполнить лишь на две трети. Остальное так и осталось на бумаге. Уж слишком часто менялась экономическая ситуация. Так что достигнутый результат можно считать удовлетворительным, заметил глава государства, отвечая на вопрос о работе правительства.

"Скажите честно, Владимир Владимирович, Вы довольны работой Правительства? Насколько адекватны действия предпринимаемые сейчас той кризисной ситуации, о которой Вы нам говорили? И может быть, последуют корректировки состава?" - задает вопрос журналист.

"Нет, Вы знаете, за достаточно большой промежуток времени моей работы, наверное, можно было заметить, что я очень бережно отношусь: а) к людям; и б) считаю, что кадровая чехарда не нужна, она мешает. И если что-то у кого-то не получается, за что я тоже несу ответственность, я считаю, что здесь есть и моя вина. Поэтому никаких изменений, существенных во всяком случае, не предвидится. Мы вместе с Правительством думаем о том, как совершенствовать структуру. Это правда. Как сделать работу Правительства более эффективной на наиболее чувствительных направлениях в экономике, в социальной сфере. И такие планы есть, но они не носят какого-то драматического характера, не связаны с исключительно персоналиями. Связано это с желанием совершенствовать работу этого важнейшего органа управления", - заявил Владимир Путин.

Говоря об экономических результатах этого года, Владимир Путин отметил, что были не только отрицательные результаты. Появились и первые признаки роста. Так, несмотря на финансовые ограничения, с которыми столкнулись российские банки на Западе, отечественным компаниям удаётся выплачивать все прежние кредиты, что уже помогло снизить долговую нагрузку. Отток капитала из страны сокращается, а вот поступление денег наоборот увеличивается. Кроме того, покупать за рубежом российские компании стали меньше, а продавать больше.

"За январь-сентябрь объем перевалки грузов в российских портах увеличился на 3%. Коллеги дорогие, это о чем говорит? Вот у нас доходы бюджета от наших экспортных товаров уменьшились почему? Да из-за стоимостных показателей, а поскольку мы фиксируем увеличение товарооборота в портах, это значит, что физический объем не уменьшился, а даже увеличился. И это весьма, весьма позитивный фактор", - отметил Владимир Путин.

Хотя доходы российского бюджета в большей степени зависят от экспорта энергоресурсов, хорошие результаты в этом году показал аграрный сектор. Рост больше чем на 3%. И это первые результаты программы импортозамещения. Особое внимание к техническому перевооружению промышленных предприятий, особенно что касается высокотехнологических производств, а также инфраструктуры. Часть накопленных резервов идёт на финансирование проектов, которые принесут финансовую отдачу в самом ближайшем будущем.

"Какие  это проекты? 150 миллиардов на развитие Транссиба и БАМа. Это экономически целесообразно и выгодно. Почему? Потому что под это развитие БАМа и под эти возможные деньги, которые мы туда выделяем, уже грузы есть, вот я лично проводил многократно совещание с грузоотправителями, как только это будет построено, груз пошел, отдача сразу пошла, ФНБ. Это возвратные деньги. Таких проектов не так уж и много, вот один из них такой. Другой - это кольцевая дорога вокруг Москвы. Часть средств - 180 миллиардов в РФПИ вложено в Российский фонд прямых инвестиций, но на каждый доллар они 10 долларов привлекают иностранных. Они эффективно работают, и  это правильные вложения", - отметил Владимир Путин.

Несмотря на нехватку денег, социальные расходы пока не снижаются и даже наоборот. Так, пенсии в этом году проиндексировали в среднем больше чем на 10%. То есть, по сути, компенсировали инфляцию, которая в этом году достигла 12%. Запланирована индексация и на следующий год, пока это 4%. Владимир Путин высказал надежду, что эту цифру удастся увеличить, но в самой пенсионной системе неизбежны изменения. Немало вопросов вызвало недавнее решение правительства отменить индексацию для работающих пенсионеров, то есть для тех, у кого есть дополнительный заработок.

"Это вопрос, который в Правительстве обсуждался и обсуждался многократно. Напомню Вам практику Советского Союза. Практика была такой: возможность и работать, и получать пенсию предоставлялась в Советском Союзе только в тех секторах экономики и тем категориям работников, которых не хватало в экономике. Ну, скажем, младшему медицинскому персоналу в сфере медицинского обслуживания, в культуре там и так далее. Все остальные должны были выбирать: или работать, или получать пенсию. Мы в условиях развала социальной сферы и экономики в свое время приняли решение, что можно всем без разбора. Есть разные идеи на этот счет, в том числе, может быть вернуться к советскому периоду. Фискальный выигрыш небольшой, оттого что работающим пенсионерам пенсию платить не будут.

Но нет такого решения. Откуда Вы взяли? Есть решение не индексировать пенсию. Откуда Вы взяли, что работающим пенсионерам не будут пенсию платить? Нет такого решения. Есть решение не индексировать. Но, и здесь хочу обратить Ваше внимание, пожалуйста, посмотрите на принятые решения повнимательнее, проинформируйте своих читателей, ну, я думаю, что люди сейчас и услышат. Если человек принял решение продолжать работать, ему не будут индексировать пенсию в 2016-м, 2017 году. А в 2018-м, допустим, он принял решение все-таки прекратить работать и перейти только на пенсию, то он не получит денег за 2016 и 2017 годы. Но всё равно при выходе окончательно на пенсию эти индексации, которые сделаны для других пенсионеров, будут учтены и для этой категории пенсионеров, и он, конечно, будет получать пенсию уже в индексированном виде и с той индексацией, которую получили за предыдущие годы другие граждане", - пояснил Владимир Путин.

Много разговоров в последние месяцы вызвало и обсуждение возможного повышения пенсионного возраста. Продолжительность жизни, как показывает статистика, увеличивается, пенсионеров всё больше, а рабочих рук в стране больше не становится и этот дисбаланс необходимо решать уже сегодня.

"Весь год шли дискуссии и в Правительстве, и в Госдуме о повышении пенсионного возраста. И вроде как решено повысить его для чиновников пока. Даст ли это реальную экономию? Хватит ли ее? Будут ли какие-то дальнейшие решения о возможном повышении пенсионного возраста?

Что касается пенсионного возраста, вы знаете мою позицию, я всячески сопротивляюсь повышению пенсионного возраста. Но есть, конечно, проблемы. Что касается пенсионного возраста для чиновников российского, регионального и муниципального уровня до 65 лет для всех, для мужчин и для женщин, напомню, что речь идет о постепенном повышении для этой категории с шагом на полгода. Ну, что это означает? Ну, допустим, женщина достигла пенсионного возраста и в следующем году должна была бы выйти на пенсию. 55 лет исполнилось. Значит, она выйдет не в 55, а в 55 плюс 6 месяцев. И так постепенно, постепенно, постепенно, постепенно для всех", - сказал Владимир Путин.

Еще одна острая тема последнего времени – появление системы "Платон". Название, которое расшифровывается как "плата за тонну". Владельцы большегрузных автомобилей теперь должны платить за каждый пройденный по российским дорогам километр. С учетом уже действующих топливных сборов, транспортного налога, нововведение вызвало возмущение у дальнобойщиков. И обойти вниманием этот вопрос журналисты конечно не могли.

"Что я хочу сказать, и что является важным. Нужно все-таки смотреть в суть проблемы, не пытаться использовать ту, или иную сложную ситуацию в каких-то квазиполитических целях, а смотреть во внутрь, а что внутри. Все сборы, которые поступают от так называемой системы "Платон", все 100% идут не кому-то в карман, они идут 100% в дорожный фонд Российской Федерации до последней копейки. И оттуда все эти сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации. Хочу, чтобы вы это услышали. Вообще откуда взялась сама идея? Идея взялась от того, что правительство в свое время генерировало эту идею. Почему? По двум соображениям. Первое — потому что, смотрите, во всех транспортных отраслях — авиация, река, море, железнодорожные перевозки участники экономической деятельности платят налоги и плату за инфраструктуру, ну, в том числе и на железной дороге. В автомобильной отрасли налоги платят отчасти только за инфраструктуру. Если так можно сказать, через акциз на бензин. Но только отчасти. А в других отраслях полноценная уплата за инфраструктуру. Это привело к тому, что часть грузов, скажем, с реки, с моря и с железной дороги начало перекочевывать на автомобильные дороги. Возникло огромное количество грузовиков, которые негативно влияют на эту самую инфраструктуру. А транспортный налог все платят одинаково, что легковушка, что грузовик 12 тонн и больше. Я знаю, там мужики говорят, что, ну, что легковушка, что эта тяжелая машина — все равно. Ну, это не совсем так. Значит, эксперты все считают, что при разгоне, при торможении все равно влияние на полотно грузовиков 12 и больше тонн оно, конечно, больше, разрушительнее влияет на дорогу, чем легковушки. А платят одинаково. И для того, чтобы поставить все отрасли транспорта в одинаковое положение, это предложили сделать.

И второе, у нас в 2008 или 2007 году отменили лицензирование этого вида деятельности. Ну, в борьбе за разбюрокрачивание. Вроде бы хорошо, но к чему это привело на практике? Это привело к тому, что появилось большое количество людей, которые просто покупают эти большегрузы и пользуются этим. Но это абсолютно серая схема экономики,  серая. Там они не регистрируются даже в качестве индивидуальных предпринимателей. Вы знаете, я сам все-таки из рабочей семьи, и я понимаю, что это мужики, знаете, они вкалывают, они работают, за рулем сидят там. Но надо выходить все-таки из серых схем. И мне хочется их поддержать, вот поверьте. Но как это сделать? Из схемы вывести их, да, и в то же время не перегрузить там различными поборами, платами и налогами. Есть простой способ — дать им возможность приобрести патент недорогой. Мы в свое время, когда обсуждали с правительством возможность введения такой, либо похожей системы, мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог. Не отменили. Ну, хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года это сделает", - сказал Владимир Путин.

Еще один вопрос, связанный с дорогами – платные парковки в Москве. Появившись два года назад в самом центре столицы, теперь они разрастаются в сторону окраин.

Вопрос: "В Москве платные парковки пришли в спальные районы, в общем-то острой необходимости в этом нет, тоже уже многие признали. Но всему автомобильному сообществу говорят то, что мы делаем, как в Европе. Но у нас уровень жизни гораздо ниже. Вы и сами в начале пресс-конференции отметили то, что реальные доходы населения упали. Так вот и хочется спросить, справедливы ли такие высокие сборы со всех категорий автомобилистов?"

Владимир Путин: "Могу сказать следующее по этим парковкам в Москве. Во всех мегаполисах крупных решить проблему перенасыщенности транспортными средствами центра города, да и вообще даже городской периферии не удается иным способом, кроме как введение этих парковок. Конечно, здесь тоже здравый смысл должен быть во всем. Нужно смотреть, не только что делать, но и как делать. И вот эти ценники нужно выставлять исходя из реалий. Это касается тех, кто приезжает или из других районов, или из других регионов. Из Подмосковья и так далее. Это не значит, что мы про них не должны думать. И конечно, плата должна соответствовать средним доходам".

Экономическими вопросами живо интересовались не только российские журналисты. Репортёр ведущего американского издания "Wall Street Journal" спрашивал у Владимира Путина, не планирует ли государство в условиях нехватки денег провести приватизацию некоторых компаний, в первую очередь таких крупных, как например "Роснефть" или "Аэрофлот". Интерес иностранных инвесторов понятен. В трудные времена появляется возможность недорого купить то, что в будущем сулит значительную прибыль. Впрочем, хорошо понимают это не только иностранные инвесторы. Глава государства отметил, что пока продавать активы не планируется. И вообще, поспешных решений, которые чреваты ошибками, в экономике страны ожидать не стоит.

Самые интересные вопросы и ключевые заявления президента, а также видеофрагменты пресс-конференции — читайте и смотрите в онлайн-репортаже 1tv.ru.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей