О курсе рубля, пенсиях, подоходном налоге, закупках для чиновников — интервью Дмитрия Медведева
Работе правительства в уходящем году сегодня был посвящён разговор Дмитрия Медведева с тележурналистами. Общение в подобном формате уже традиционное для премьера. Представители Первого канала, ВГТРК, НТВ, "Дождя" и РБК задавали разные вопросы, но так или иначе в центре внимания была экономика.
Подобная встреча проходит уже в восьмой раз. Как и год назад, журналисты прежде всего спрашивали Дмитрия Медведева о финансах и экономике.
И.Зейналова: "В прошлом году мы с Вами встречались, доллар бил, как Вы помните, рекорд. Была невероятно, даже психологически, тяжёлая ситуация".
Д.Медведев: "Это правда".
И.Зейналова: "На этой неделе снова порадовать нечем. Причём всё понятно, конец года… Но доллар снова под 70. Это предел?"
Д.Медведев: "Очень хорошо, что вы вспомнили нашу годичной давности беседу за этим же столом. Действительно, тогда, скажем честно, настроения были гораздо более тревожные у всех, даже у членов Правительства и, естественно, представителей Центрального банка.Всё стабилизировалось. Действительно, рубль перешёл к совершенно новому состоянию, он находится теперь у нас в свободном плавании. И это хорошо, потому что никто не диктует, каким рублю быть. Как только диктуешь, это означает, что курс дутый, а если курс дутый, он в любой момент может рухнуть".
Курс рубля по-прежнему сильно зависит от цен на нефть, признал премьер. Стоимость чёрного золота на мировых рынках сейчас держится на минимальных отметках. И это - в условиях, когда российские компании и банки оказались фактически отрезанными от иностранных источников финансирования. Но, как отметил премьер, наша экономика не только адаптировалась к этой непростой ситуации, но и продемонстрировала свою устойчивость. Так что в санкциях Запада есть и свои плюсы.
Д. Медведев: "Мы впервые познали цену собственных экономических возможностей. Ведь как мы себя вели? Мы – я имею в виду власти в стране в 1990-е годы, да и в нулевые годы. Если что, мы сразу же обращались к западным заимствованиям. Сейчас ничего этого нет, но мы продолжаем жить, мы даже развиваемся. Наша экономика, и это, действительно, медицинский факт, доказала свою самодостаточность. Скажем прямо, не каждая страна имеет самодостаточную экономику, некоторые страны не способны прожить без внешней помощи, но наша страна, безусловно, способна жить и развиваться даже в таких условиях".
Планы по переоснащению российской армии, несмотря на сложную экономическую ситуацию, будут выполнены, подчеркнул Дмитрий Медведев. По его словам, в нынешних непростых условиях жертвовать обороноспособностью нельзя. При этом и социальные расходы сокращаться не будут.
Д. Медведев: "Мы ничего не снизили! Ничего не снизили, ни от одного социального обязательства не отказались. Бюджет системы образования – и федеральный, и консолидированный – практически неизменен. Бюджет здравоохранения на следующий год – и федеральный, и консолидированный – растёт. Немного совсем, это тоже десятые доли ВВП, но он растёт, не снижается".
В случае необходимости правительство продолжит тратить накопленные в предыдущие годы золотовалютные резервы. Хотя министр финансов Антон Силуанов и постоянно задается вопросом, не слишком ли быстро тают эти сбережения?
Д. Медведев: "Министерство финансов – это последний рубеж, поэтому любой министр финансов, как бы ни была его фамилия, обязан всегда драматизировать ситуацию. И это правильно".
К.Поздняков: "Когда он говорит о том, что нам придётся когда-нибудь встать перед выбором – либо новые налоги вводить, либо урезать социальные расходы, он просто нас так немножко пугает?"
И.Зейналова: "Тот самый плохой парень".
Д.Медведев: "В правительстве должны быть и плохие, и хорошие парни. Мы все роли заранее распределили, сомнений нет. Вот я хороший парень".
Налоговая система, по словам Медведева, в ближайшие годы не изменится, в том числе и размер подоходного налога - 13 процентов. Останется и существующий пенсионный возраст. По словам премьера, торопить его повышение никто не будет, хотя этот вопрос остается актуальным, так как пенсионное законодательство разрабатывалось ещё в начале 30-х годов прошлого века, когда средняя продолжительность жизни была намного меньше. В будущем году пенсии будут проиндексированы дважды. Впрочем, работающих пенсионеров эти индексации не коснутся. Спросили Медведева и о заморозке накопительной части пенсии. Он уверен - будущим пенсионерам беспокоиться по этому поводу не стоит.
Д. Медведев: "Потому что ни на общем объёме денег, которые будут получать люди в случае выхода на пенсию, ни на текущем исполнении пенсионных обязательств заморозка вот этого самого накопительного элемента не сказывается. Более того, мы весь накопительный ресурс практически распределяем через распределительную часть, через нормативную часть пенсии, и люди получают всё, что должны получать".
Тратить с умом. Искать новые источники финансирования и экономить там, где это возможно. Например, на раздутых, по мнению Медведева, расходах госаппарата. Премьер сообщил, что с нового года пройдёт ещё одно сокращение - на 10 процентов.
Есть, где ужаться и в чиновничьем быту. Отпуска госслужащих не должны быть длиннее, чем у остальных бюджетников. А служебная машина должна быть не роскошью, а средством передвижения.
Д. Медведев: "Наши чиновники привыкли ездить на более дорогих автомобилях, например, чем чиновники в других странах, это так. Не думаю, что это правильно. Если у тебя есть доходы, покупай личную машину и катайся себе в удовольствие, но государственные машины должны быть нормального среднего класса, не эксклюзивной линейки".
Затронули журналисты и актуальную сейчас тему внедрения системы "Платон" по сбору средств с тяжелых грузовиков за проезд по федеральным трассам.
Д. Медведев: "700 тыс. дальнобойщиков зарегистрировались в системе платежей. Это абсолютная, подавляющая часть тех, кто выполняет междугородные перевозки. Не зарегистрировалась часть, по разным причинам. Когда мы обсуждали эту меру (она, кстати, обсуждалась с 2011 года), было понятно, что часть перевозок выполняется всерую незарегистрированными перевозчиками и неизвестно, что они возят. Кстати, 85-90% всех перевозок внутри страны уже в этой системе находятся. И это даст нам возможность в дорожные фонды направить порядка 40-50 миллиардов рублей. Второе. Вот, смотрите, у нас приблизительно в год на дороги тратится триллион. Кто платит эти деньги? В абсолютном большинстве случаев это водители легкового автотранспорта. А вот те, кто реально воздействуют на дорогу, водители крупных грузовиков, крупнотоннажного транспорта, не платят практически ничего".
Разумеется, прозвучал и вопрос о Крыме. В течение десяти дней он был полностью обесточен в результате подрыва двух опор ЛЭП, идущих с Украины. Россия сначала завезла на полуостров дизель-генераторы, а затем и начала подавать энергию по новой нитке. Коллапса не случилось.
Д. Медведев: "Что бы там ни говорили украинские правители, то, что произошло со светом, иначе как геноцидом не назвать. Это совершенно хамская, абсолютно такая отмороженная, как говорят в народе, позиция, когда социальные учреждения, людей, которых, кстати, украинские власти даже почитают за своих (говорят: "Там наши люди, и вообще Крым должен вернуться"), отрезали от энергоснабжения. Как это назвать? Свинство просто, по-другому никак не назвать".
Беседа продолжалась более полутора часов. В заключении уже традиционно журналисты поинтересовались премьера, чем ему запомнится нынешний год и каким, по его мнению, будет будущий.
И. Зейналова: "Реальность такова, что год казался таким тяжёлым, периодически было впечатление, что мы в каком-то окружении, и вот тяжело. Очень хочется света в конце тоннеля. Скажите что-нибудь обнадёживающее на год следующий, потому что с этим уже вроде бы всё понятно, если у Вас нет других комментариев".
Д. Медведев: "Ирада, вам коротко сказать? Всё будет хорошо! Что же касается трудностей… Какая-то часть трудностей останется, но нет никаких сомнений – мы их преодолеем. А уходящий год, знаете, в нём действительно много всего было – и грустного, и обнадёживающего. Были очень позитивные моменты, вспомним 70-летие Победы. Это всё-таки наш общий праздник, мы его по-настоящему, по-человечески отметили. Были, конечно, и очень тяжёлые события, что говорить. Конечно, терроризм, к сожалению, снова по всему миру поднял голову. Будем с этим бороться. Но в целом, я считаю, мы этот год достойно прошли".