В зимней навигации не участвует крупнейший частный авиаперевозчик России
"Трансаэро" с этого дня не существует как перевозчик пассажиров. У крупнейшей частной авиакомпании страны аннулирован сертификат эксплуатанта - проще говоря, документ на право доставлять людей из пункта А в пункт Б за деньги. С них, точнее с их нехватки, собственно, и начались проблемы в своё время. Но этот день для пассажиров и сотрудников, конечно, особый.
Рейс Москва - Бангкок с билетами "Трансаэро" в один конец. Когда борт приземлился в Таиланде, у перевозчика уже не действовала лицензия. Обратно пассажиров повезут другие авиакомпании. Какие именно, выясняли сегодня люди в аэропортах по всей России. Ксения Заваруева с двухлетней дочкой должна была ещё вчера улететь в Благовещенск.
Пассажиры жалуются: об отмене рейса узнали лишь перед вылетом. Из-за этого Семён Самуилович и Людмила Ефимовна Звеняцкие два дня переезжали из одного аэропорта в другой.
В ближайшее время нужно перевезти ещё почти 90 тысяч человек — это малая доля от всех пострадавших пассажиров "Трансаэро". 90 процентов уже пересадили на рейсы других авиакомпаний. Из-за их повышенной загрузки и отмены всей полётной сетки "Трансаэро", в регионах возник дефицит билетов. Самая острая ситуация — на Дальнем Востоке. Билеты эконом-класса раскуплены на недели вперёд. Оставшийся бизнес — 50, 70 и даже 130 тысяч рублей. За полёт в один конец до Москвы. Региональные власти обратились с просьбой — ввести дополнительные рейсы. Авиаперевозчики рассматривают это предложение.
"Это будут разовые рейсы для снятия той напряженности, которая возникает сейчас, по перевозке пассажиров компании "Трансаэро" в том числе. Кроме этого, "Аэрофлот" скоро запустит рейс в Магадан. Помимо "Трансаэро" на Дальний Восток летают и другие отечественные перевозчики, и эти перевозчики неоднократно уже объявляли о своих планах по выполнению полетов в пункты Дальнего Востока", - сообщил пресс-секретарь компании "Аэрофлот" Максим Фетисов.
Кроме заполнения полётной сетки, нужно решить вопрос с компенсациями для тех, кто запланировал полёты после 15 декабря. Деньги за такие билеты обещают вернуть. Для этого советуют обращаться в региональные отделения "Трансаэро", в центральный офис, или же заполнять форму на сайте перевозчика. Впрочем, времени и нервов на эти процедуры требуется немало.
"Приезжаю в шестой раз сюда для получения возврата денежных средств, но до сих пор не могу получить. Вчера позвонили, что можно получить, а сегодня опять какие-то проблемы", - жалуется Константин Родин.
Огромный долг "Трансаэро" и стал причиной краха. С учётом лизинга самолётов, это порядка 250 миллиардов рублей. Чересчур большой авиапарк и необоснованно низкие цены привели к кризису крупнейшей частной авиакомпании страны. Фактически деятельность её уже остановлена, и банкротство — дело техники. Сегодня появилась информация, что "Трансаэро" подаст соответствующий иск в суд.
На этом фоне в Министерстве транспорта прокомментировали опасения по поводу появления монополии, в условиях которой цены могут резкого повыситься.
"Внутри страны у нас никакого регулирования, никакой монополии на какие-либо маршруты, включая дальневосточные, нет. Сегодня "Аэрофлот" и другие авиакомпании существенно расширили сетку своих полетов, увеличили емкость бортов. Так к полетам подключились компании "ВИМ-Авиа", "Икар", "ЮТэйр". Они будут обслуживать направления Москва - Благовещенск, Москва - Анадырь, Москва - Хабаровск и ряд других. Так что мы видим, что никакой монополии в связи с уходом компании "Трансаэро" нет", - говорит глава Минтранса РФ Максим Соколов.
Открытым остаётся и вопрос с авиапарком "Трансаэро". Часть самолётов планировали выкупить российские перевозчики. Но накануне появилась информация, что лизинговые лайнеры улетели в Испанию. В компании это объяснили необходимостью технической проверки, однако ряд экспертов решил, что это попытка защититься от возможного ареста имущества.
И в этой ситуации, пожалуй, увереннее всех стараются держаться сотрудники кризисной авиакомпании. В социальных сетях поддерживают друг друга. Это для "Трансаэро" последний рейс, а для летчиков, стюардесс, техников - крайний. Работники надеются получить должности в других компаниях. В частности, "Аэрофлот" планировал принять половину всего персонала.