Курс рубля и пенсионная политика, санкции и импортозамещение — темы инвестфорума «Россия зовёт!»
Россия не стремится к лидерству в Сирии, там может быть только один лидер - сирийский народ. Это слова президента России на инвестфоруме "Россия зовет!". Москва, заявляет Путин, крайне заинтересована в сохранении государственности в этой стране, а не конкретно в фигуре Асада, поэтому поддерживает легитимную власть в ее борьбе с террористами. Президент отметил, что даже предлагал направить в Вашингтон делегацию во главе с премьером Медведевым для обсуждения сирийского кризиса, но в ответ Москва получила лишь рассуждения о том, что в ее действиях не видят конструктива в борьбе с ИГИЛ.
У тех, кто приехал на инвестиционный форум, вопросов больше было не по сирийскому кризису, а по тому, как Россия видит дальнейший выход из кризиса финансового в условиях санкций. Ответ президента был прост - впервые за последние годы обозначился прямой приток инвестиций, поскольку власть ясно дала понять - ограничения на движение капиталов не будет.
Северная и Южная Америки, Европа, Африка, Азия и даже Австралия. На призыв России в этом году откликнулись представители бизнеса со всех континентов. Вот уже семь лет банк ВТБ собирает финансистов, чтобы обсудить, что происходит в экономике нашей страны. Однозначно ответить на этот вопрос на сей раз оказалось непросто даже российским бизнесменам. Оптимисты и пессимисты в зале разделились поровну.
"Я скажу свою любимую фразу, что в России экономического кризиса нет. Почему-то всегда не нравится эта фраза и в газетах, но мне кажется, что те, кто считают, что в России сегодня кризис, либо слишком молоды, чтобы помнить 1998-й или 2008-й, либо просто у них короткая память. Потому что ни по каким обстоятельствам сегодня мы не ощущаем себя в кризисе, хотя ситуация, в том числе в финансовом секторе, является непростой", - сказал глава ВБТ Андрей Костин.
"Я бы все-таки еще раз хотел напомнить, что кризис есть. Вы не можете сравнивать ни 98-й, ни 2003-й, ни 2008-й годы. Кризис, конечно, есть. Мы здесь не говорим о санкциях, они сильно исказили те условия, в которых нам приходится работать. Практически полностью исчез доступ к рынкам капитала", - говорит президент компании "Русал" Олег Дерипаска.
Разногласия, очевидно, не лучший способ убедить иностранных инвесторов в привлекательности отечественного рынка. Но ведь распорядители финансовых фондов и сами неплохо осведомлены о происходящем. За прошедший после предыдущей встречи год они наблюдали и за обвалом цен на нефть, и за тем, как скачки валютных курсов непрерывно проверяли на прочность российский рубль. И то, как выстояла под этими ударами российская экономика, оказалось убедительнее многих слов.
"Спад на рынке – самое время для инвестиций, а Россия – устойчивый, крепкий рынок. Россия — часть международного рынка, и мы просто не имеем права игнорировать этот факт. Инвестиции в ближайшие пару лет в будущем принесут ощутимую прибыль", - уверен участник форума Камел Гриби (Саудовская Аравия).
"Мы занимаемся долгосрочными инвестициями и не ждем быстрой прибыли. У нас есть свой интерес к определенным компаниям. Россия, без сомнения, проходит через трудные времена. Но этот период неминуемо закончится и через пару лет мы увидим возобновление экономического роста. Поэтому мы приехали сюда именно сейчас", - сказал участник форума (США) Фредерик Зикре.
Об изменении настроений инвесторов говорят и цифры. Если в прошлом году на волне паники из России ушло, по некоторым оценкам, около полутора сотен миллиардов долларов, то за первые девять месяцев этого года отток капитала лишь около 45 миллиардов. И почти всё это – выплаты отечественных компаний по кредитам, взятым за рубежом в прежние годы. Инвесторы же продавать свои активы в России явно не спешат. А в третьем квартале приток денег впервые за пять лет даже превысил отток.
Об этом говорил на форуме глава государства: "Конечно, мы столкнулись с кризисными явлениями. Тем не менее всё‑таки некоторые специалисты, эксперты считают, и я с ними согласен, что пик кризиса в целом, можно сказать, достигнут, и экономика в целом, не говорю, что абсолютно, но в целом российская экономика уверенно приспособилась или приспосабливается к этим изменяющимся условиям экономической жизни. Это говорит о первых признаках стабилизации. Несмотря на то, что, скажем, у нас ещё во многих секторах экономики наблюдается спад, кроме сельского хозяйства, тем не менее ситуация стабилизируется. Уже достаточно уверенно ведут себя обрабатывающие секторы экономики".
Слова президента о хорошем самочувствии именно обрабатывающих секторов экономики для многих зарубежных финансистов намек: Россия намерена твердо придерживаться стратегического курса на избавление от сырьевой зависимости и готова поддерживать тех, кто будет участвовать в модернизации и развитии отечественной промышленности.
А таких среди участников форума немало и в зале, и на сцене. По левую руку от российского президента – руководитель известной немецкой компании "Фрапорт". Она управляет крупнейшими европейскими аэропортами. Теперь в их числе и петербургский "Пулково". В его строительство зарубежные инвесторы вложили не только деньги, но и технологии и опыт, наработанные за многие десятилетия. Уложились всего в три года.
"Наверное, все можно было бы построить без участия немецких инвесторов, но важный вопрос: сколько бы это стоило и сколько бы это заняло времени", - сказал генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Сергей Эмдин.
А это пример успешного участия другой немецкой компании, "Сименс", в создании предприятия по производству скоростных поездов. Предприятию всего четыре года. И здесь добиться быстрых результатов помогли как немецкие деньги, так и технологии.
"У нас есть всё: и мозги, и конструктора, и учёные. Есть сырьевая база хорошая, есть машиностроительная база. Опыта у российских машиностроителей в производстве скоростных поездов нет, а у "Сименса" такой опыт есть", - говорит генеральный директор ООО "Уральские локомотивы" Александр Салтаев.
По условиям сотрудничества немецкие инженеры сейчас помогают российским коллегам разрабатывать отечественные узлы и детали, которые заменят импортные. Отказываться от выгодного контракта иностранный инвестор не хочет, но мешают западные санкции.
"Мы слышали много о кризисе, о политических сложностях. Как Вы видите перспективы развития отношений между Германией и Россией, перспективы немецких фирм? Какие шансы участвовать в национальном проекте высокоскоростного движения, например?" - задал вопрос вице-президент "Сименс АГ" Дитрих Мёллер.
В. Путин: "Это уже вопрос не к нашему правительству, а к вашему. Если участникам таких проектов будет ограничен доступ к европейскому финансированию, то тогда у нас вариантов не так уж и много остаётся. И в этом случае предложение китайских партнёров об участии в финансировании может быть решающим".
Показательно: в этом году на форуме гостей из Азии вдвое больше, чем прошлом. И то, что из-за политических противоречий приходится сдавать конкурентам выгодный российский рынок, западным инвесторам явно не нравится. Многие признавались: будут искать любые возможности, лишь бы остаться.
"Это абсолютно контрпродуктивно. В этом нет никакого смысла. Санкции бизнесу не нравятся. Они ограничивают инвестиции в Россию, импорт высокотехнологичных товаров. Они только толкают Россию в сторону Китая, Латинской Америки. В длительной перспективе будет хуже только американским компаниям", - сказал участник форума Артур Франчзек (США).
Желания уходить из России тем меньше, чем больше уверенности в сохранности вложений. Даже в самые критические моменты, когда финансисты бросались вывозить свои деньги из страны, в России не вводили никаких запретов. Не собираются и в будущем пообещал Владимир Путин.
Предсказуемость экономики всегда привлекает деньги. Над решением этой задачи сейчас работает и правительство, и Центральный банк. Его руководитель Эльвира Набиуллина пообещала инвесторам: через два года инфляция в России не превысит четыре процента. Смелое заявление, если учесть, что сейчас больше десяти. Впрочем, обоснованное, утверждает глава Центробанка.
"Высокая инфляция сейчас — её надо очень правильно понимать, потому что она была обусловлена одноразовыми факторами. Это прошлая инфляция, это скачок курса в декабре-январе. И это отразилось на темпах инфляции в годовом выражении, но в последние месяцы инфляция достаточно умеренная, чуть выше того, чего мы хотели бы, но в целом позволяет достичь нам своих целей", - заявила Эльвира Набиуллина.
А одна из важнейших целей – сделать доступными не только инвестиции извне, но и внутри страны. С начала года ключевая ставка Центробанка снизилась с 17 процентов до 11, но даже для крупного бизнеса кредиты всё равно остаются слишком дорогими. Не говоря уже о малом и среднем бизнесе. Упрёки звучали в адрес банкиров. Отвечать за коллег приходилось хозяину форума, главе ВТБ.
"Вот давайте: банки больше должны кредитовать малый и средний бизнес. Но если сегодня малый и средний бизнес невостребован в стране в силу каких-то причин, ели сегодня нет поля деятельности для них, то какой смысл больше кредитовать?" - сказал Андрей Костин.
Эти слова руководителя ВТБ у многих из присутствовавших представителей бизнеса вызвали недоумение. За комментарием напрямую обратились к главе государства.
А. Шепелев: "Мой вопрос про малый и средний бизнес. Андрей Леонидович задался вопросом, следует ли выдавать кредиты малому и среднему бизнесу. Они рискованные, и это может создать…"
А.Костин: "Я сейчас скажу, как я сказал. Не надо меня передёргивать".
А. Шепелев: "Извините, возможно, я Вас неправильно понял. Но суть моего вопроса состоит в том, будет ли развиваться малый и средний бизнес в России?"
В.Путин: "Ну ответ очевидный. Я сейчас не буду говорить об особых инструментах поддержки через Внешэкономбанк, о деньгах, которые выделяются напрямую из бюджета, распределяются по малому и среднему бизнесу через регионы Российской Федерации. Наверное, этого недостаточно. Но всё‑таки самое главное даже не эта прямая поддержка. Самое главное – создание условий. Мы это тоже хорошо понимаем. И настолько, насколько это возможно в сегодняшних условиях экономического развития, будем это делать и дальше. На этот счёт можете даже и не сомневаться".
На форуме прозвучала и другая хорошая новость: в министерстве финансов пока осторожно пообещали, если всё пойдет по плану, то следующий год будет последним, когда правительство замораживает накопительную часть пенсий. Сейчас 342 миллиарда рублей направлены в специальный фонд. Однако уже через год эти деньги снова можно будет вкладывать в наиболее прибыльные и перспективные проекты. И это еще один довод в споре оптимистов и пессимистов.