Крупнейшую частную авиакомпанию России, «Трансаэро», видимо, ждёт банкротство
После отказа "Аэрофлота" от планов купить своего главного конкурента, инициатива перешла к банкам-кредиторам. Один из них предложил всем вместе забрать акции перевозчика себе, не прекращая деятельность компании, и попытаться так вернуть часть кредитов. Но поддержки у коллег не нашёл, и всё-таки сейчас склоняются к худшему для "Трансаэро" варианту. С особой тревогой за новостями о компании следят её пассажиры - продажа мест на рейсы приостановлена, но куплено очень много билетов на будущее.
Журналисты подсчитали - за месяц всей этой ситуации акции компании подешевели в 8 раз. На фоне обрушения стоимости главного конкурента, котировки "Аэрофлота", наоборот, растут.
Продажи билетов на самолеты "Трансаэро" прекращены по всем направлениям. Большинство рейсов пока вылетают и садятся по расписанию. Но пассажиры все равно волнуются: удастся ли улететь вовремя по уже купленным билетам в будущем. Однако даже в справочной службе авиакомпании не знают точного ответа.
Ближе к обеду ситуация немного прояснилась. Впрочем, вместо руководства "Трансаэро" с комментариями выступил генеральный директор "Аэрофлота". С начала сентября именно "Аэрофлот" взял на себя управление и все расходы по обеспечению рейсов проблемной компании: обслуживание в аэропортах, заправка топливом. Ежедневно только на поддержание деятельности "Трансаэро" требуется свыше 200 миллионов рублей. Несмотря на столь значительную финансовую нагрузку, в "Аэрофлоте" заявили: они продолжат обслуживать пассажиров "Трансаэро" по уже проданным билетам до 15 декабря.
"Обязательства компании "Трансаэро" перед пассажирами будут выполнены "Аэрофлотом". Это будет или перевозка пассажиров, или возврат денежных средств в полном объеме. Далее акционеры и кредиторы "Трансаэро" должны будут принять один из вариантов по "Трансаэро", - заявил Виталий Савельев.
"По данным Минтранса, проданных билетов "Трансаэро" было порядка 620 тысяч, плюс на отдыхе сейчас находится порядка 70 тысяч россиян, которые купили туры с перелетом авиакомпанией "Трансаэро", - сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
"Трансаэро" — вторая по объёмам перевозок авиакомпания в России. На рынке почти четверть века. Первый полет совершили еще в 91-м году. Внушительный авиапарк: 106 самолетов. Каждый год приобретались новые машины. В руководстве компании планировали расширяться, но, видимо, не рассчитали финансовые возможности.
"Качество менеджмента, принятие на себя избыточных рисков. К сожалению, деловая формула компании привела к тому, что она несла убытки. Слишком большое количество самолетов, избыточные мощности при низкой эффективности их использования поставило компанию в очень тяжелое финансовое положение", - сказал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Убытки компания несет уже три года подряд. В конце прошлого года общая сумма долгов превысила 150 миллиардов рублей. Тогда в российском правительстве было решено поддержать "Трансаэро". Авиаперевозчик получил девять миллиардов рублей гарантий. Однако сегодня уже очевидно, что эти деньги лишь оттянули неизбежный финансовый крах. Сегодня долги оцениваются уже в 250 миллиардов. Основная часть — как раз кредиты на покупку самолетов.
"Ситуация в авиакомпании "Трансаэро" крайне запущена. Несомненно, так как она сейчас работает, принося огромные убытки от операционной деятельности, долго продолжаться не может. В этой связи будет резка изменена её карта маршрутов, будет оптимизирован парк воздушных судов. То есть, она будет значительно ужиматься", - говорит авиаэксперт Роман Гусаров.
Сообщения об отмене первых рейсов уже приходили сегодня. Так, по некоторым данным, был отменен рейс в Минеральные воды из Москвы, так же, как и два рейса Москва-Симферополь. Пассажиры предложили вылететь с задержкой уже другими самолетами.
Впрочем, это только начало. Из зимнего расписания "Трансаэро", которое начнет действовать только в конце октября, уже вычеркнуты рейсы в Пермь, Калининград, Новосибирск, Астрахань, Благовещенск, Ставрополь. В Росавиации создан специальный антикризисный штаб, где сейчас определяют, какие российские авиаперевозчики и на каких маршрутах смогут заменить "Трансаэро".
Другой вопрос, что делать с самой авиакомпанией. Один из наиболее вероятных сегодня вариантов – банкротство. Этого сценария пытались избежать до последнего. В начале сентября предполагалось, что, возможно, "Аэрофлот" приобретет 75 процентов плюс одну акцию за символический один рубль. Правда, в нагрузку к акциям шли и долги на четверть триллиона. В итоге от идеи от продажи "Трансаэро" целиком одному покупателю отказались. Теперь, скорее всего, продавать будут по частям. Прежде всего самолеты – самое ценное и ликвидное имущество. Другой вопрос, что делать с одиннадцатью тысячами сотрудников "Трансаэро". Скорее всего, они смогут трудоустроиться в другие авиакомпании. В том же "Аэрофлоте" уже заявили, что готовы принять на работу около пяти с половиной тысяч человек.
В общем, что касается пассажиров, всем, кто купил билеты на рейсы "Трансаэро" до 15-го декабря. обещают, что они так или иначе улетят. Остальным вернут деньги, даже если это были невозвратные тарифы.