С 1 октября вступает в силу закон о банкротстве физических лиц
Российский бюджет решено отныне сделать однолетним, то есть рассчитывать доходы и расходы на год вперед, а не на три, как раньше. Правительство считает, что так легче учитывать колебания цен на нефть, курсовые качели и возможное усиление санкций. А министр экономики Силуанов подчеркивает: так госпрограммы будут составляться более точно и реалистично.
Судя по опросам населения, скачки курса острее всего ощущают на себе горожане, причем в возрасте до 35 лет. Что объяснимо, так как именно они потребляют импортных товаров больше, чем остальные, и больше путешествуют. Причем, по той же статистике, именно они берут больше кредитов и чаще живут на съемных квартирах, потому что накопить на собственное жилье не могут.
Машины, квартиры, телефоны, да и просто деньги - все в долг. По данным Центробанка, граждане России должны кредитным организациям больше 10,5 триллионов рублей, из которых без малого 850 миллиардов - это долги с просрочкой. Среди тех, кто не платит, конечно, есть мошенники, но таких меньшинство.
"Подавляющее большинство — это просто граждане, которые взяли кредиты и сейчас не могут расплатиться. Заболели, лишились работы, единственный кормилец умер - я таких писем получаю очень много, и за каждым этим письмом - человеческая и семейная трагедия", - сказал заместитель председателя Банка России Василий Поздышев.
Наталья Костылева несколько лет назад взяла почти 200 тысяч на ремонт квартиры. Муж сказал, что поможет с выплатами, но вышло иначе.
"Я ему поверила, взяла этот кредит, но потом ситуация сложилась, что муж увольняется с работы, начинает выпивать", - рассказывает Наталья Костылева
Потом развод и новые кредиты, чтобы гасить старые. У Натальи их теперь 8 - на 400 тысяч рублей. И еще почти 100 тысяч - долг по коммунальным платежам. Из зарплаты в 16 тысяч, кредиторам она отдает 12. И боится подходить к телефону.
"Мне стали звонить коллекторы с угрозами. Они звонили на работу, звонили моему руководству, угрожали, просили их разобраться в данной ситуации. Звонили моим родственникам, угрожали", - рассказывает Наталья Костылева.
Ольга Тамарова всегда рассчитывала только на себя. И когда в 2008 году брала валютную ипотеку, тоже была уверена: платить сможет. Но прошлой зимой эта уверенность рухнула вместе с курсом рубля.
"За 7 лет у меня выплачено порядка 90 тысяч долларов и должна я банку 81 тысячу долларов, то есть, взяв 7 лет назад 2 миллиона 700, сейчас я должна 5,5 миллионов, платив при этом 7 лет", - говорит Ольга Тамарова.
Ежемесячный платеж вырос в два с лишним раза и стал уже больше, чем Ольга может заработать.
"Я даже если, не знаю, пойду по ночам мыть полы, когда у меня будет спать ребенок, все равно я не заработаю столько, чтобы отнести 100 с лишним тысяч в банк. У меня нет таких денег", - признается Ольга Тамарова.
Банк предложил Ольге пересчитать кредит в рубли, но тогда ей придется платить еще больше. Единственный выход, который она для себя видит, - процедура личного банкротства. Закон вступает в силу с октября, и Ольга будет одной из первых, кто обратится в суд.
Впрочем, объявить себя банкротом - это только звучит просто. Закон предполагает сложную процедуру и ставит несколько условий. Долг - не меньше 500 тысяч рублей и просрочка не меньше трех месяцев. Тогда можно собирать документы и подавать заявление в арбитражный суд. И это только начало.
"В Арбитражном суде собираются все кредиторы и должник, и рассматривается возможность реструктуризации этой задолженности должника, которая может быть сделана в течение трех лет под руководством, под наблюдением финансового управляющего, которого тоже назначает суд", - пояснил заместитель председателя Банка России Василий Поздышев.
Если договориться не получается - тогда полное банкротство. Имущество, если оно есть, пойдет с молотка, а остаток долга суд спишет. При этом каждый финансовый шаг придется согласовывать с управляющим. Есть и другие ограничения. Например, в течение 5 лет после процедуры бывший должник обязан будет предоставлять информацию о банкротстве, если вдруг опять соберется взять кредит. Результат вполне очевиден. Впрочем, и через 5 лет вряд ли дадут.
"С моей точки зрения, люди, которые прошли через процедуру банкротства, массово достаточно длительный период, без дополнительных каких-то аргументов с их стороны, наверное, будут иметь проблемы с кредитованием. Это факт", - говорит председатель правления банка Евгений Данкевич.
Банкротство, может быть, и не клеймо на всю жизнь, но проблемы, говорят юристы, возникнуть могут, причем довольно неожиданные.
"Для многих молодых людей это может оказаться проблемой для будущего трудоустройства, потому что, если человек - банкрот, я думаю, мало людей будут готовы однозначно воспринимать их как надлежащих работников", - сказал партнер коллегии адвокатов Сергей Яшенко.
Это, впрочем, лишь возможные неприятности. Есть и те, что ждут обязательно. Например, запрет занимать управленческие должности в течение трех лет после процедуры банкротства. Правда, на фоне похожих зарубежных законов российский выглядит довольно мягким.
В Чехии, где такой документ действует уже семь лет, банкрот должен отчитываться даже о карманных деньгах. И это притом что полностью долг никто не спишет, хотя бы треть нужно заплатить.
"Человеку остается очень маленькая сумма для своих личных нужд из его зарплаты или из его доходов. И эта сумма составляет от трех до шести тысяч крон приблизительно, то есть это сумма в районе 10 тысяч рублей", - сообщил юрист Алексей Кренке.
Авторы российского закона о банкротстве физических лиц говорят, он в первую очередь должен защитить должников, которые не платят не по злому умыслу. И эксперты считают: по крайней мере, от коллекторов - точно получится.
"Коллекторы появляются тогда, когда не производится реструктуризация. Если произвести реструктуризацию, коллектор не будет нужен как класс. Зачем коллектор, если человек платит? То есть этот закон, как мне ни жаль коллекторов, но я это должен сказать, этот закон выбивает табуретку из-под бизнеса коллекторов", - заявил финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Возможности защититься, впрочем, на этом не заканчиваются. По закону, продать можно далеко не все имущество должника. Например, лишить его единственного жилья нельзя. Правда, только не в случае с ипотечным кредитом. Но даже финансовый омбудсмен уверен: это все-таки шаг вперед.
"Сегодня у неудачливого заемщика отбирают квартиру, он остается на улице и с долгом, который еще больше, чем тот, который начале был взят, и этот долг он должен платить. Если будет банкротство, то отберут квартиру, но долга-то не будет. Плохо, но из двух зло все-таки надо меньшее выбирать", - сказал Павел Медведев.
Новый закон, говорят эксперты, - это все-таки возможность, пусть с потерями, но выбраться из долговой ямы. Для кредиторов - еще один инструмент вернуть деньги. И хотя злоупотребления, конечно, возможны, банкиры относятся к этому философски.
"Если ты не платишь налоги, тебе хорошо, это же выгодно. Если ты, совсем уже крайняя вещь, - украл что-то, то это тоже выгодно в каком-то смысле. За это есть ответственность, в том числе уголовная. Здесь то же самое. Любым законом, любым ограничением, если ты его не соблюдаешь, ты можешь воспользоваться в свою экономическую пользу. Но если это доказано и выявлено, - неси ответственность", - говорит председатель правления банка Евгений Данкевич.
Ответственность за нарушения закона - до шести лет лишения свободы. Но главное, говорят эксперты, - ответственно относиться к своим возможностям и тем, кто берет в долг, и тем, кто дает. Это, похоже, вопрос времени. И должники, и кредиторы уже стали осторожнее. Во всяком случае, потребительский бум, когда кредиты раздавались направо и налево, явно закончился.