Минтранс предлагает продавать билетов больше, чем сможет увезти самолёт
Новость, особенно актуальная в период отпусков. Министерство транспорта России предлагает официально разрешить авиакомпаниям продавать на рейс больше билетов, чем мест в самолете. По мнению авторов законопроекта, увеличение загрузки бортов подержат перевозчиков. Сейчас до семи процентов пассажиров не являются на регистрацию. Тем же, кто окажется "лишним", обещают компенсировать неудобства.
Новый законопроект, который Министерство транспорта разместило в Интернете для обсуждения, сразу же вызвал бурную реакцию.
"Продажа мест на самолет на 10-15 % более их наличия приведет к потерям физических лиц купивших билеты", - пишет Ольга Карпенко.
"Это вовсе не оптимальный способ решения проблемы. Хотя он и даст некоторый финансовый выигрыш авиакомпаниям, он доставит огромные неудобства пассажирам", - уверен Кирилл Нагаев.
На международном языке это называется "овербукинг", или перебронирование. Явление для нас новое и совсем непонятное. Хотя за рубежом авиакомпании используют "овербукинг" уже несколько десятилетий. Поскольку, согласно их статистике, примерно пять процентов пассажиров за несколько дней до полета отказываются от брони или вообще не приходят на рейс. И чтобы повысить заполняемость самолетов, перевозчики продают билетов больше, чем мест - в среднем на пять-десять процентов, и далеко не на все направления. Главное - чтобы в итоге улететь смогли все зарегистрировавшиеся. Но иногда бывают сбои. В этом случае в зарубежных законах четко прописано, как решать подобные проблемы. Лишним пассажирам либо предлагают полететь бизнес-классом, если есть места, или отправляют следующим рейсом, с компенсацией.
"Западные компании используют принцип добровольности. Например, они объявляют, на нашем рейсе пять лишних пассажиров, кто бы хотел улететь следующим рейсом, через два-три часа, получив ещё дополнительно некую денежную компенсацию. Обычно в этой ситуации желающих задержаться на несколько часов в большом хорошем аэропорту, где есть кафе и дютифри, значительно больше, чем лишних мест", - говорит главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.
В России, согласно данным авиакомпаний, тоже существует недобор. Только он выше — до пятнадцати процентов. И негласно "овербукинг" применяют и у нас. Хотя по закону это расценивается как мошенничество. Поэтому в случае появления двойных мест ссылаются совсем на другие причины. Например, на смену самолета меньшего по вместимости. Конечно, в этой ситуации пассажира не бросят, но и потребовать компенсации на месте не получиться. Только через суд.
Поэтому Минтранс и предложил узаконить "овербукинг", чтобы ввести жесткую ответственность за его применение, по аналогии с зарубежной. Вот только в опубликованном документе механизм разрешения споров четко не прописан. Лишь указано, что пассажира должны отправить другим рейсом или вернуть полную стоимость билета, а также предоставить компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
"В данный момент абсолютно непонятно, на что может рассчитывать пассажир, который окажется за бортом. В федеральных авиационных правилах не установлена ответственность за нарушение договора. Это обыкновенный договор перевозки, и есть Гражданский кодекс, в соответствии с которым происходит разрешение", - говорит координатор Союза пассажиров России Сергей Попов.
К обсуждению о необходимости введения этой нормы уже подключились и авиакомпании. Единого мнения нет. Одни — поддерживают, другие — выступают против, как, например, "Трансаэро". Вот письмо этого авиаперевозчика в адрес нашей телекомпании, где свою позицию он объясняет так: "Овербукинг может серьезно нарушить планы людей. В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс авиакомпании может быть не через несколько часов, как в Европе, а только через несколько дней. Кроме этого, в случае сложных транзитных маршрутов теряются стыковки на другие рейсы".
Впрочем, ряд участников рынка уверены — если четко прописать правила, выиграют все: бонусы получат и пассажиры, и перевозчики, в виде дополнительной прибыли.
"Овербукинг — это тонкий механизм, если авиакомпания начинает им злоупотреблять, она теряет в деньгах. Если авиакомпания действует тонко с помощью этого механизма, то и пассажиры довольны, и авиакомпания остается в прибыли", - заявил директор департамента общественных связей авиакомпании "Аэрофлот" Андрей Согрин.
Споры о том, каким должен быть закон об овербукинге и нужен ли он вообще, еще только разворачиваются. На сайте, где размещен документ, свое мнение может оставить каждый. В самом Минтрансе законопроект пока никак не комментируют. По крайней мере, до окончания общественного обсуждения, которое завершится седьмого июля.