Курсовая работа — Центробанк снижает ключевую ставку и говорит о грядущем снижении темпов инфляции
По итогам трех рабочих недель января рубль упал на 14 рублей - это 20 процентов. Падение ощутимое, самый последний рывок вниз - в пятницу - почти до 70 рублей за доллар. Судя по всему, это было реакцией на решение Центробанка снизить ключевую ставку с 17 до 15 процентов, с учетом замедления инфляции. Экономисты уверяют - так плавающий курс реагирует на рынок, не ожидая больше господдержки.
Что это значит, предполагал ли Центробанк, что его решение ослабить узел приведет к падению рубля, как и на что дальше жить, Первый канал решил узнать из первых уст, у главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной
- Всех волнует рост цен и инфляция, курс рубля, что, кажется, что у подъезда бабушки следят за тем, что происходит на валютной бирже, что происходит на нефтяной бирже. Так, что в результате с инфляцией, что в результате с курсом рубля, ведь казалось еще в начале недели, что он стабилизировался?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "Банк предпринимал все меры для того, чтобы снизить инфляцию, которая формировалась под воздействием таких объективных факторов. Мы сейчас делаем прогнозы, и эти прогнозы показывают, что пик инфляции будет где-то во втором квартале этого года. Затем она начнет снижаться и выйдет уже на более привычные однозначные уровни в начале следующего года. Наша инфляция сформировалась под воздействием сильных, но факторов одноразовых. То ослабление рубля, которое было в конце прошлого года, уже прошло. Оно будет иметь протяженный эффект, но этот эффект будет ослабевать".
- На днях вы снизили ключевую ставку с 17 до 15% - и вдруг рубль рухнул ниже 70 за доллар. Вы этого ожидали? И судя по тому, что вы говорите, что пик еще впереди, то есть получается, у нас тяжелый год и рубль будет продолжать падать?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "Мы ожидали, когда снижали ставку, что может произойти некоторое ослабление курса рубля. Потом, кстати, он стал опять немножечко укрепляться. И это показывает, что ставка действенно влияла на ситуацию на валютном рынке. Тем не менее, на валютный рынок оказывает влияние не только наше решение по ставке, но и прежде всего цена на нефть. Мы видим, что в конце этой недели цена несколько росла. И мы не видим каких-то действий больших факторов, которые будут влиять на снижение курса рубля. Почему? Потому что то снижение цен на нефть, которое было - снижение цен на нефть было третье по размеру за сорок лет, то есть в два с половиной раза, повлияло на курс рубля, и то, что нашим компаниям необходимо было делать большие выплаты по внешним долгам. Но, на наш взгляд, сейчас предпосылок для укрепление курса гораздо больше, чем для его ослабления, скажем так".
- При такой ставке в 15%, при таком пакете антикризисных мер, которые предлагает правительство, вы считаете, что реальный сектор экономики будет расти и импортозамещение пойдет тем ходом, который запланирован?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "15% - конечно, высокая ставка для значительного числа отраслей и предприятий, поэтому нужны специальные программы поддержки предприятий, которые имеют потенциал роста или которые оказались в наиболее уязвимой ситуации. У Центрального банка есть свои специальные инструменты поддержки кредитования длинных денег, по проектному финансированию, по малому и среднему бизнесу, по не сырьевому экспорту, для того чтобы поддержать предприятия в условиях высоких процентных ставок".
- Какие сейчас Центробанк принимает меры для поддержания стабильности банковской системы, чтобы население, снимающее вклады, не убило собственные банки?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "Говоря о вкладах населения в банках, действительно произошла определенная долларизация вкладов населения, но она меньше 30%. И мы увидели, что после того как рубль стабилизировался, происходит увеличение прежде всего рублевых вкладов. Почему рублевых вкладов? Потому что с повышением нами ключевой ставки, многие банки повысили ставки по депозитам, и мы видим, что людям эти ставки стали более привлекательными. Кроме того, было принято важное решение о том, что сумма страхового покрытия вкладов увеличивается в два раза: с 700 тысяч до миллиона 400. Это - дополнительная гарантия для вкладчиков банков".
- Банки активно привлекают средства от населения, предлагая все более и более высокие проценты, причем таких процентов мы все давно не помним. С какой цифры нужно насторожиться, чтобы банк, скажем так, не превратился в пирамиду?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "Такое повышение резкое ставок по депозитам было в конце декабря и в основном по краткосрочным вкладам, после этого банки стали вести более разумную политику по привлечению депозитов населения, потому что эти проценты надо отработать в экономике. Мы рассчитываем среднюю максимальную ставку по кругу крупных банков, публикуем ее и сейчас эта ставка чуть больше 15%".
- Золотовалютные резервы России сократились в прошлом году на 124 миллиарда долларов. Есть ли риск, что если мы будем тратить такими темпами, мы очень быстро проедим подушку безопасности, которую мы накопили за прошлые годы, и что будет с рублем, если эту подушку не тратить, если Центробанк не будет его поддерживать?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "Такого риска нет, потому что мы перешли к плавающему курсу рубля в том числе для того, чтобы не расходовать излишне золотовалютные резервы на поддержку рубля, который ослабляется под воздействием объективных факторов. То есть, если бы мы расходовали эти золотовалютные резервы, эти объективные факторы привели бы к тому, что курс все равно изменился, но мы бы потратили золотовалютные резервы, а очень важно сохранять для страны подушку золотовалютных резервов. И она у нас абсолютно достаточная - чуть меньше 400 миллиардов долларов США. Есть разные международные измерители достаточности золотовалютных резервов к объемам импорта, к объемам краткосрочного долга. Мы превышаем все эти нормативы. Кроме того, в этом году и в ближайшем году мы не видим потребности расходовать золотовалютные резервы, как это было, например, в прошлом году. Прошлый год был в этом смысле особый год - такое снижение цены на нефть, поэтому мы потратили достаточно большие суммы.
- А то, что пошли разговоры о мусорном рейтинге? Нужно ли волноваться россиянам? Что это значит в результате для нас ?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "Наш рейтинг тоже не всегда был инвестиционным, и мы начали расти в 2000 годах при не инвестиционном рейтинге, постепенно его достигли. Рейтинги имеют определенное влияние на фондовый, на финансовый рынок, но нельзя сказать, что они определяют как-то глобальную ситуацию в экономике. Ситуация в экономике определяется другими вещами: количеством рабочих мест, возможностью развивать производство. Это более глобальные, более фундаментальные вещи, и нам нужно обращать внимание именно на них, и тогда и рейтинги повысятся".
- То есть слова ваших американских коллег о том, что в Украине дефолт в этом году, а у нас - через два года, не имеют смысла?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: "Какой дефолт может быть при таком низком уровне государственного внешнего долга?! И даже корпоративный внешний долг, о котором мы говорим, он у нас в прошлом году, в 14-м, снизился где-то на сто миллиардов долларов. То есть компании снизили свою внешние заимствования, внешнюю задолженность на такую сумму. Почему они могут это делать? Потому что это в основном компании-экспортеры, у которых есть экспортная выручка. Поэтому все разговоры о возможных дефолтах – это, мягко сказать, такое преувеличение".