Все выше, и выше, и выше — прокуратура проверяет тех, кто задирает цены на прилавках
Спокойствие, только спокойствие - рубль на неделе вел себя стабильно, даже укрепился. Если в понедельник доллар стоил 65.17, то уже официальный курс на выходные - 63.39. Евро падал еще более значительно: в понедельник — 75.86, на выходные — 71.91.
Нефть остановила падение и даже слегка приподнялась - на доллар, но все-таки. Рынок замер после известия о кончине короля Саудовской Аравии Абдаллы - в ожидании, как поведет себя новый король, Салман. Тот пообещал следовать намеченным курсом, качать в прежнем объеме, но пока нефтяные цены держатся, рынок не падает. Турбулентность снижается.
Но даже те, кто не понимает, что такое рыночная турбулентность, уже почувствовали ее на себе - для них это рыночная цена, которая заметно подскочила на еду и одежду. И падать не собирается, несмотря на проверки прокуратуры, открывающей уголовные дела на спекулянтов, настоящие рыночные законы, ведь оптовые цены практически не изменились. Спекулянты научились все объяснять падением рубля, даже в случае стопроцентно российских товаров и услуг.
Еще страшнее выходить из магазина. Ведь даже если брать самое необходимое и меньше, чем обычно, в граммах, выходит все равно дороже. Для кого мясо стало не по карману, для кого - овощи. Даже с поправкой на то, что сейчас "не сезон".
Шоппинг в погонах. Эти рейды по всей стране не за продуктами, это — попытка найти виноватых в росте цен. Многие из тех, кто в последние месяцы выходили из магазинов с пустыми руками и сумками, нередко шли писать жалобу в прокуратуру.
"Граждане обращаются, оставляют большое количество заявлений, где пишут, что цены выросли на 50 процентов, на 100 процентов! Это и послужило основанием для такой массовой проверки", - сообщил помощник Симоновского межрайонного прокурора Москвы Андрей Иванов.
Массово, конечно, проверяют цены не на паштет из гусиной печени и не на итальянский пармезан, который теперь идет с пометкой "Белорусский". На контроле только так называемые социально-значимые продукты: хлеб, молоко, яйца, масло, мука, мясо, овощи. Торговая надбавка на них не может быть больше 30 процентов.
Собственникам за такое нарушение может грозить лишь штраф, который мало кого пугает. Почти везде это правило было нарушено - цены на продукты даже из списка жизненно-необходимых влегкую брали и не такие вершины.
Когда съездить в соседнюю Польшу за продуктами стало дешевле, чем купить то же привозные, но российские на рынке, калининградские власти попросили правительство заморозить цены на рис, гречку, яйца и овощи. Городу, отделенному от остальной России, сложнее влиять на производителей и поставщиков. У них и по поводу удорожания вдвое краснодарского риса, урожаем которого можно гордиться, есть универсальное объяснение: доллар же растет.
"Мы хотим, чтобы из цены продукции полностью ушла та составляющая, которая не обусловлена ослаблением рубля. Рано об этом говорить, но большой соблазн в цену сегодняшней продукции заложить цену будущих кредитов, будущего предполагаемого курса валюты", - говорит министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Чемакин.
Что сейчас и происходит на Дальнем Востоке. Там, где еще нет крупных федеральных торговых сетей, небольшие местные играют по своим правилам.
"Купили за рубль. Увидели, что цена стала 2 рубля, они, соответственно, продают уже за 3 рубля! Они сразу закладывают эту стоимость и продают значительно дороже. В этом и есть отличие организованной сетевой торговли от иных неорганизованных форм", - поясняет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.
Еще больший соблазн — поднять цены, когда одни конкуренты попали под контрсанкции и ушли с рынка, а другие - не появились.
"Норвегия. Мы им объявили санкции, зачистили административными мерами рынок лосося, и на следующий день компания на 60 процентов подняла цены на лосось. Треска, которая на добыче - чисто отечественный продукт - 35-40 рублей, в опте стоила 90 рублей, сейчас она стоит 190! Я не могу обвинить в этом производителя, потому что когда ему устраняют ближайших конкурентов, естественно, он поднимает цены", - говорит управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.
Но не всегда дело только в наживе: и курсы валют, и санкции, и ключевая ставка в 17 процентов — это очень дорогие кредиты. Наконец, подорожание бензина, электроэнергии. Стабилизироваться цены в магазинах смогут лишь через 2-3 месяца после того, как и на валютном рынке, и в банковской сфере наступит относительное спокойствие. Дорожать бесконечно в нынешних условиях они не будут.
"Все равно все игроки подстраиваются. То есть, те, которые задрали цену, они понимают, что у них останавливается товарооборот, они не могут продать продукцию. Они вынуждены сами приходить и снижать цены. Эо как раз объективное регулирование рынком ценовой конъюнктуры", - говорит директор по развитию ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.
Пока та самая невидимая рука рынка лишь лезет в карман и переписывает ценники на продукты, вся надежда только на прокурорские проверки, ФАС и взвешенные решения. Тюменская администрация постановила: наценка на список значимых продуктов — сюда вошли мало сливочное и подсолнечное, крупы, картофель, капуста, сахар и яйца - не может быть выше 15 процентов. У соседей все могло пройти столь же гладко. Свою борьбу с высокими ценами свердловские депутаты назвали пафосно - "Народный контроль". Но почти сразу выяснилось, что от народа эти "контролеры" слишком уж далеки. И начали надменно: "Подумаешь, подорожало — всего-то на 30 процентов". И закончили совсем уже издевательски: "Надо меньше есть".
"Не хватает денежных средств, нужно вспомнить: мы же все россияне, русские люди, прошли и голод, и холод, что только не прошли! Нужно просто задуматься о собственном здоровье и стать поменьше питаться, например", - заявил депутат законодательного собрания Свердловской области Илья Гаффнер.
Здесь сразу не разберешь, глупость это или цинизм, но похожим образом рассуждают и многие продавцы. Руководители депутата в местном заксобрании извинились за странные высказывания своего коллеги и рекомендовали ему "обосновывать и обдумывать свои комментарии".
Очередь протеста. Директор супермаркета с гордостью отчитывается: цены не повышаем уже две недели. Но покупатели понимают это по-своему: дальше просто некуда, все и так уже дорого и сердито.
В этой длинной пищевой цепочке "производитель-перекупщик-переработчик-поставщик", например, сахара или молока, продавец всегда будет крайним. Но, застигнутый врасплох, он и сам попытается найти виноватого.
"Все вопросы к поставщикам, у нас все договора есть. Мы не можем себе в убыток работать", - сказала директор магазина Юлия Екимова.
Поставщиков обязательно спросят. Если это и правда работа на грани рентабельности — одно, если же, как в Пензе, сговор сахарных оптовиков, ФАС сыграет на понижение. После разбирательства антимонопольной службы цены на сахар там уже снизились: и отпускные — на базе, и розничные — в магазинах.
Крупный производитель гречки в Алтайском крае, тоже после проверки, на днях стал отпускать крупу дешевле. Теперь главное, чтобы и магазины скорректировали цены — о результатах очередной контрольной покупки станет известно уже на следующей неделе.