О валютной лихорадке, сбережениях граждан и шансе изменить экономику — интервью Д. Медведева
Сегодня Дмитрий Медведев общался с тележурналистами. Декабрьские встречи в таком формате - уже традиция. В этом году в центре внимания - экономика, в частности курс рубля. Речь также шла о ходе реформы здравоохранения, отношениях с Украиной и даже о том, чего не найти в меню столовой Белого дома.
Это интервью можно назвать традиционным подведением итогов года – подобная встреча проходит седьмой раз. Только сегодня, несмотря на то, что год оказался богат на события, журналисты больше интересовались мнением премьера о будущем. Прежде всего, будущем российской экономики, которая переживает не самые лучшие времена.
С. Брилёв: "Придётся или не придётся пересматривать бюджет, который, хоть и принят буквально три-четыре недели назад, рассчитывался в старых реалиях и в общем-то принимался ещё в прежних реалиях? Придётся ли это делать?"
"Действительно, в настоящий момент у нас заложены одни сценарные условия, не скрою, эти условия могут измениться. В нашей экономике накапливались негативные тенденции в последние годы. Если откровенно, то, строго говоря, мы не выходили из кризиса 2008 года в полном объёме. У нас наметился целый ряд негативных тенденций, таких как рост инфляции, рост цен. По всей вероятности, инфляция в этом году составит более 9%. Мы с вами наблюдаем за тем, как развиваются события на нефтяном рынке. Цена, по сути, изменилась в два раза. Это привело, конечно, к целому ряду существенных последствий, прежде всего связанных с курсом рубля. Поэтому, если будут меняться существенно экономические условия, нам придётся пересматривать и сценарные условия, и в конечном счёте принимать решения по бюджету. Но пока мы этого не делаем", - ответил премьер.
Глава правительства подчеркнул – несмотря на трудности, по итогам года экономика России продемонстрирует рост. Но падение курса рубля все равно оказалось испытанием для граждан, которые столкнулись с ростом цен. И как с этим испытанием справляться - у премьера спрашивают совета.
"Здесь нужно просто набраться терпения и посмотреть на то, каким образом развивались события в похожей ситуации. Я напомню, что происходило в 2008-м, 2009 году, когда произошло довольно существенное ослабление рубля. Часть наших людей побежала в обменники, естественно, для того чтобы как можно быстрее конвертировать рубли в другую валюту – в доллары, в евро. Но впоследствии произошло укрепление рубля, и те, кто переложил свои накопления в доллары, в другую валюту, просто потеряли деньги, - напомнил Д. Медведев. - Поэтому понятно, что эта ситуация никого не радует. Она зависит от целого ряда объективных факторов, о которых я говорил, но тем не менее я считаю, что нам всем нужно просто набраться терпения, пережить этот тяжёлый период и смотреть в будущее".
И.Зейналова: "А как правительство, сможет ли помочь тем, кто не может дождаться, не может терпеть?"
Д.Медведев: "В отношении правительственных мер. Мы, конечно, будем индексировать и пенсии, и будем проводить индексацию по бюджетникам в тех рамках, в которых мы это можем сегодня делать. Это очевидно абсолютно".
Изменение курса, по словам премьера, вызвано не только удешевлением нефти, но и не в последнюю очередь внешним давлением. Санкции нанесли ущерб экономике России на десятки миллиардов долларов. Впрочем, не меньшие потери понесли и европейские страны. А вот Россия, уверен Медведев, в этих условиях действительно получает шанс изменить свою экономику.
"Но из этих решений, неприятных для нашей страны, можно сделать целый ряд довольно серьёзных выводов, в том числе тех, которые напрашивались довольно давно. Каких? Значит, очень просто посадить экономику и деятельность тех или иных компаний на иглу импорта и абсолютно всё привозить из-за границы. Так вот эти санкции дали нам возможность подумать о том, что пора уже заняться нормальным импортозамещением, - сказал Медведев. - А вообще, если говорить прямо, это даже не импортозамещение, а необходимость создать такое производство в нашей стране, когда мы сами можем производить нормальные, качественные, конкурентоспособные товары. И именно этим мы сейчас и занимаемся".
Что касается замещения импорта, то на слуху здесь продовольственное эмбарго – ограничение на ввоз продуктов из стран, что ввели антироссийские санкции. Премьер убежден - этот шаг помог нашим производителям, хотя и не стоит ждать моментальной замены иностранных товаров.
"У нас действительно теперь на продуктовых полках в основном наши товары, но это не означает, что нам удалось в полной степени заместить импортный ассортимент. Мы способны в среднесрочной перспективе полностью уйти от ненужного импорта. Но ещё раз говорю: никто никогда не говорил, что мы за полгода переориентируем наше сельское хозяйство всецело на российского производителя. Но, согласитесь, плюс уже в том, что в настоящий момент везде, по всей стране наши полки, полки наших магазинов заполнены всё-таки российскими товарами", - сказал премьер.
М.Максимовская: "А вот, кстати, у вас в правительственной столовой пропал тот самый пресловутый сыр пармезан и другие импортные продукты?"
Д.Медведев: "Пармезан делают и у нас в стране. Что касается правительственной столовой, то она ничем не отличается от всех других столовых. В советские времена там были льготные цены, особые продукты питания, сейчас ничего этого нет. Никаких устриц, ничего другого".
Зашел разговор и об отношениях с Украиной – в первую очередь, торговых связях. На каких условиях Россия будет в ближайшие месяцы поставлять газ соседней стране.
И.Зейналова: "Мы вроде бы договорились с Украиной. Они прислали даже деньги за декабрьский газ, обещают ещё до конца года порядка 1,5 млрд прислать. Но Россия считает, что это не всё. Как в такой ситуации, Вы считаете, правильнее себя повести?"
Д.Медведев: "В настоящий момент согласована цифра 3,1 млрд долларов. Часть погасили, часть должны погасить до конца года. Надеюсь, что погасят. С ними мы в настоящий момент будем торговать на абсолютно прагматичной основе: деньги платятся – газ поставляется, если деньги не платятся – газ не поставляется".
Из российских тем в беседе была затронута реформа медицины, обеспокоившая московских врачей. Из-за оптимизации сети лечебных учреждений часть медиков может потерять работу. По словам премьера, реформа давно назрела, но городские власти он призвал решать проблемы в контакте с медицинским сообществом.
И разумеется, прозвучал вопрос о Крыме. О том, во что обойдется его воссоединение с Россией.
"Крым – это не экономическая категория. Когда мы говорим про Крым, любой российский гражданин, мы понимаем, что это и наша история, и наша судьба, и в какой-то период наша боль, и очень большое количество наших людей, которые в этом году проголосовали за то, чтобы вернуться в Российскую Федерацию, - сказал премьер. - Наша задача сегодня заключается в том, чтобы интегрировать Крым в российское правовое и экономическое поле".
Развитие Крыма, сказал премьер, потребует немалых сумм. Отремонтировать дороги, санатории, создать современную курортную инфраструктуру - до 20 года на это предусмотрено 680 миллиардов рублей. Но сколько бы денег не понадобилось, Медведев не сомневается – это не изменит отношения россиян, для которых Крым – это часть истории и часть страны.