По итогам торгов на Московской бирже официальные курсы доллара и евро изменились в разные стороны
На фоне важных экономических заявлений, звучащих в последние дни, повышенный интерес у всех сейчас к тому, что происходит с отпущенным в свободное плавание курсом рубля.
6 копеек прибавила американская валюта - значение на завтра 45,95. Евро, напротив, 19 копеек потерял. Новый его курс по версии ЦБ со среды - 57,05. О валютной политике говорили сегодня в правительстве.
Рубль не сходит с повестки - сегодня отчасти растерял заработанное накануне. Нефть опять дешевела, в ЕС заговорили об усилении санкций. А российским финансовым властям ко всем этим заботам приходится еще и отвечать тем, кто внутри страны подливает масла в огонь. СМИ растиражировали очередную якобы спасительную идею - ограничить продажу валюты населению. Чтобы люди не наделали глупостей. Ответ из правительства не заставил себя ждать.
"Хотел бы ответственно заявить, что позиция правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по этому вопросу абсолютно едина. Никаких ограничений на продажу валюты вводиться не должно. И такая ситуация обеспечена нашими золотовалютными резервами, которые весьма значительны, и общей макроэкономической ситуацией. Тем не менее, оценки разные делаются. Поэтому Центробанк дал целый ряд сигналов важных, в частности отказавшись от валютного коридора и регулярных интервенций. Приняты решения, которые должны успокоить ситуацию. Часть из них касается и рублевой ликвидности. Уверен, что Банк России должен быть услышан и правильно понят", - заявил Дмитрий Медведев.
Чтобы Центробанк был правильно понят, сразу четыре заместителя Эльвиры Набиуллиной пришли навстречу с банкирами. Вообще-то мероприятие это плановое. Можно сказать, - ежегодное отраслевое совещание. Но среди понятных только профессионалам аббревиатур и номеров приказов, прозвучали и слова для всех, кто обеспокоен скачками курса.
"У нас любят крайности, я имею в виду оценки ситуации. Есть, конечно, крайности две как в жизни людей, в жизни экономики, банковских систем. Есть состояние розового счастья и состояние беды. Обычно состояние не относится ни к какой из этих крайностей. Я исхожу из того, что ситуация непростая, естественно, в экономике, в банковской сфере. Но она не относится к категории экстраординарой, критической, бедственной", - сказал первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский.
С отменой валютного коридора банкиры согласны - экономике нужен свободный рубль. А вот с повышением ключевых ставок Центробанка, делающих дороже рублевые кредиты, готовы поспорить. Еще на один вопрос, по поводу рублевой ликвидности (накануне было заявлено, что в долг регулятор не будет давать сколько угодно) - к концу дня дан ответ. Центробанк до конца ноября ежедневно готов предлагать банкам, максимум, 2 миллиарда долларов. В рублевом эквиваленте. И под рыночный процент. Чтобы не тратили деньги на игру на бирже. Но в целом банкиров сегодня похвалили - претензий к ним стало меньше. И сами они тоже себя похвалили.
"В этих неблагоприятных, по совокупности факторов, мы проявляем удивительную устойчивость, я бы постучал, чтобы не сглазить, потому что если бы это было 5-10 лет назад, эту совокупность было бы трудно пережить", - сказал президент Ассоциации Российских банков Гарегин Тосунян.
Что касается валютного рынка, кто на пару недель, а кто и на пару месяцев предсказывает ему повышенную нервозность. Волатильность, говоря биржевым языком. А вот на прогнозы по поводу реального курса решаются теперь только тяжеловесы рынка.
"Прогнозы такого рода лучше делать, конечно, либо по-настоящему посчитав на моделях, либо это будет просто гаданием. Угадать курс невозможно. Лучше в общем-то этим не заниматься. Но я думаю, что диапазон на достаточно длительный сейчас период будет между 40 и 45 рублями за доллар США", - сказал председатель ЦБ в 1995-98 гг. Сергей Дубинин.
В обменных пунктах разница между покупкой и продажей валютой только растет. Как сигнал лишний раз подумать - стоит ли. Но валюта есть. И будет. Уже на следующей неделе Центробанк предложит новые долгосрочные долларовые займы банкам. Чтобы отчасти сбить и биржевой ажиотаж.