Чем и как мелкие производители и фермеры могут заполнить освободившиеся полки в магазинах?
Судя по докладам членов правительства, эмбарго на руку отечественным производителям, например, вице-премьер Дворкович заявляет, что теперь перерабатывается больше молока и на прилавки попадает больше российских сыров.
Но, судя по информации, которая приходит из регионов, цены на эти сыры подросли - где-то всего на 1%, а где-то на 10%. То есть сегодня крупные производители успели сориентироваться и уже пользуются ситуацией. Насколько обоснованно это повышение - разбирается антимонопольный комитет.
Свое фермерское хозяйство Зоя Липнягова начинала с двух коз четыре года назад. Теперь у нее целое стадо — 120 голов. Но выпуском сыра фермер занялась только летом этого года, когда после многочисленных неудачных попыток наконец-то заключила с магазином договор на реализацию своей брынзы. Продать хотя бы треть от производимого Зоя считала за счастье. Но после запрета на импорт продовольствия её сыр на прилавке — на самом видном месте.
Разницу в отношениях с магазинами после запрета почувствовали и фермеры Удмуртии. Когда в их ассоциацию зачистили представителей крупнейших розничных сетей в регионе.
"Это сеть магазинов, они готовы работать по всем позициям, за исключением рыбы, мы не стали тут, конечно, интересоваться. А также ещё вторая компания тоже вышла. Она готова работать по всем позициям, включая рыбу", - рассказывает председатель ассоциации "Крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий Удмуртской республики" Михаил Лебедев.
Такого интереса со стороны сетевиков, признается Михаил Лебедев, фермеры никак не ожидали. Ведь ещё в прошлом сезоне на прилавки Ижевска попало только 25% от местного урожая картофеля. Остальные 75% привезли, в том числе из-за границы.
Сейчас в России работает 220 тысяч фермерских хозяйств. И хотя их доля в производстве сельхозтоваров не велика - около 10% от общего объема, по отдельным видам продукции они занимают значительные позиции. Так около 30% всех овощей выращивают именно фермеры, а в овцеводстве у них уже половина рынка. Рост фермеры показывают и в производстве молока и мяса говядины. Ежегодно прибавляя от 10 до 15%. Причем они могли бы производить и куда больше, но развитие фермерских хозяйств по большому счету тормозит только одно - рынок сбыта.
20 лет назад для производства своих стейков англичанин Джон Кописки приехал в Россию. И во Владимирской области стал фермером, купив два разорившихся колхоза, из которых сделал образцовое хозяйство. И тоннами сейчас производит молоко, говядину и сыр. Сырье продает заводам. А вот готовую продукцию довести до прилавка до сих пор не очень получалось.
"Маркетинг в Москве — это очень дорого! Аренда, зарплаты и так далее. А на такой же объем лучше мы найдем наших покупателей, около 60% нашего клиента покупают здесь, на местах", - рассказывает фермер Джон Кописки.
Когда мы писали это интервью, Джона терпеливо дожидались гости. Из крупнейшего отечественного сетевого магазина. С предложением продавать его говядину. Вот только полутора тонн мяса, которые производит этот владимирский фермер, хватит для трех магазинов. А у сетевиков их гораздо больше. И фермерские объемы до недавнего времени — их, как правило, не привлекали.
"Средний фермер может поставить несколько десятков тонн картошки, а потребность сетей гораздо больше, то есть это десятки тонн требуется постоянно с определенной периодичностью, условно говоря, поставками то есть суммарно в годовых масштабах это десятки тысяч тонн того же картофеля. Соответственно одному фермеру это практически невозможно осуществлять", - отмечает исполнительный директор ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.
Но сейчас, говорят эксперты, иная ситуация. И чтобы заполнить прилавки, магазины готовы работать со всеми. И не только они. На продукцию фермеров, в первую очередь, на молоко, уже обращают внимание и заводы, как на этом вологодском, где для производства нового продукта закупают сырье и у фермеров.
"Это действительно уникальный шанс, по большому счету, фермеры давно ставили вопрос, что нужно ограничивать разными мерами импортную продукцию. И этот шанс нам необходимо использовать, но мы должны здесь повкалывать и фермеры, и общественные организации, и власть, в том числе должна сейчас внести коррективы, чтобы помочь нам быстро адаптироваться", - председатель Совета "Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.
Чтобы максимально успешно адаптироваться к новым условиям, фермерам нужно объединяться в так называемые сельхозкооперативы. Как это сделали, например, в Финляндии, где под эгидой крупнейшего молочного бренда, работают десятки тысяч фермеров. И только таким образом удается давать рознице необходимый объем, причем в уже упакованном виде. Помимо этого потребкооперация это ещё и эффективный способ борьбы с перекупщиками, с которыми до сих пор вынуждены работать большинство фермеров, чтобы реализовать свой товар порою практически за бесценок.