Контрольная закупка: как меняется ассортимент продуктов в магазинах и как можно следить за ценами
В России в ближайшие дни должна заработать федеральная система контроля за стоимостью продуктов и их наличием. Ситуация на продовольственном рынке остаётся в центре внимания после того, как Россия в ответ на западные санкции приняла свои меры, связанные с импортом.
Ценники в продуктовых магазинах Нижнего Новгорода под пристальным вниманием городских властей. Специальные комиссии отныне будут обходить торговые точки и сравнивать, как меняется стоимость всех основных продуктов: молока, хлеба, мяса, овощей и фруктов. Первая, пока беглая, проверка - цены на прежнем уровне. А на некоторые фрукты и овощи даже снизились. На прилавках уже появился новый урожай.
Владелец небольшого рыбного магазинчика в Москве возит товар из Сибири: сиг, чир, омуль, муксун теперь вне всякой конкуренции с норвежской семгой и уж точно лучше и вкуснее. Если и возникнет дефицит импортной рыбы, говорит Сергей, зарабатывать на повышении цен он не собирается. Действовать решил иначе. Уже созвонился с поставщиками с берегов Байкала, Енисея и Лены и предупредил, что хотел бы увеличить закупки. Такому предложению сибирские рыболовы только обрадовались и цены пообещали также оставить прежними.
"Я работаю в России, с российским продуктом и в рублях. Причин я не вижу очевидных для каких-то скачков, для каких-то стрессов. Никто не хочет запускать этот истеричный маховик спекуляций. Все живем, как и жили", - говорит предприниматель Сергей Захаров.
Несмотря на сохраняющуюся стабильность, в российском правительстве, тем не менее, внимательно следят за ситуацией на продуктовом рынке. В ближайшие дни должна заработать федеральная система мониторинга, с помощью которой можно будет отслеживать не только цены на продукты, но и наличие товара на складах и полках магазинов. Глава государства поручил кабинету министров создать такую систему в своем указе, подписанном на прошлой неделе. Сегодня эта тема обсуждалась на совещании у премьер-министра.
"Обязательно нужно подключить к этому Минсельхоз, Минпромторг и Федеральную таможенную службу, потому что именно эти ведомства как никто чувствуют ситуацию на рынке, - сказал премьер.- И крайне важно продолжить общение с поставщиками продукции, потому что от того, как они наладят работу в новых условиях, будет зависеть и состояние продовольственного рынка в нашей стране. Просил бы вас обеспечить такой мониторинг".
На предприятии в Кабардино-Балкарии консервированные овощи выпускают сразу под несколькими торговыми марками. Упаковочные линии и раньше не простаивали, теперь же здесь готовятся работать в три смены. Заказов все больше и урожай в этом году у местных фермеров оказался как никогда высоким. Не только огурцы и помидоры, но и виноград, сливы, груши, яблоки.
"Импортных яблок (польские, молдавские) на рынке очень много и очень тяжело нам было с ними конкурировать. Хотя у нас качество яблок намного лучше и вкусовые качества лучше. Но мы не могли попасть в большие торговые сети", - говорит директор агрофирмы Сабир Меджидов.
Высокий урожай в этом году и в Европе. Но на то, как зреют фрукты, признается французский фермер, он теперь не может смотреть без боли. В последние годы его хозяйство выживало во многом за счет торговли с Россией. Кто теперь купить его товар – неизвестно.
"Я просто не знаю что делать, если это не прекратится. Сельхозработы во всем нашем регионе могут остановиться. Значительную часть продукции мы поставляли на российский рынок, в котором мы очень заинтересованы. Это ужасно. На меня работает много людей и в понедельник утром я сказал им не приходить на работу. Я не знаю, что дальше делать", - говорит фермер Филипе Палези.
Производственные линии в болгарском сельхозкооперативе пока не останавливают, но вся продукция сейчас идет только на склад. Очередная фура из России за товаром должна была прийти как раз в понедельник, но ее здесь так и не дождались.
"Персики на складах портятся. Сейчас у нас скопилось примерно тридцать тонн продукции, которые должны были отправиться в Санкт-Петербург, и этот товар очевидно пропадет. Нам больше некому его продать", - сказал руководитель компании Коста Петров.
В понедельник Европейская комиссия все же объявила о том, что готовит меры поддержки. Чиновники пообещали скупить часть урожая, правда, лишь персиков и нектаринов, и раздать их бедным. Но насколько масштабными будут закупки – неизвестно. Да и производителям яблок, апельсинов, винограда, помидоров и многим другим тоже нужна помощь.
Вслед за сельскохозяйственным кризисом назревает политический. Представители греческой оппозиции уже потребовали от правительства отказаться от участия в санкциях против России.
В немецком парламенте критикуют позицию канцлера Ангелы Меркель.
"Ошибка канцлера заключается в том, что она идёт на поводу у Обамы. Обама постоянно говорит об экономических санкциях, но они бьют по нам, а не по США. Понимают ли они, какую цену нам придётся заплатить? Когда, например, под запрет попадают наши овощи и фрукты, и это решение вызвано теми самыми экономическими санкциями. Что это по-вашему — цель? Это же просто какое-то ребячество: мы — вам санкции, вы — нам, а вот ещё вам и так далее. Ради чего всё это?", - говорит Грегор Гизи.
В адрес руководства Евросоюза и национальных правительств все чаще звучат требования отказаться от политики санкций в отношении России и как можно быстрее. Эксперты отмечают: иначе европейцы рискуют надолго потерять российский рынок.
Отечественные торговые сети уже договариваются с другими поставщиками, и именно сейчас сделать это можно безболезненно.
"Когда старые партии закончатся, осенью может быть рост цен на отдельные товары. Но опять же осенью у нас урожай, многие наши сельхозпроизводители, зная об этих санкциях и о новой ситуации, уже начали дополнительно закупать на нашем рынке и наращивать мощности производственные. Мы заткнем те дыры, которые у нас образовались в продуктовой корзине, довольно в короткий срок, и осенью все будет в порядке", - уверен профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
По оценкам экономистов, чтобы выстроить новые торговые связи, понадобится не больше одного-двух месяцев. А когда этот переходный период закончится, уверены эксперты, то и любые спекуляции на продовольственную тему прекратятся сами по себе.