Почему автомобилисты предпочитают проходить техосмотр у страховщиков, и чем это может грозить?
Приход настоящей зимы заставляет российских автолюбителей быть более осторожными. Но не только погодные явления влияют на аварийность. С тех пор, как ГИБДД перестало проверять наличие техосмотра, многие водители вообще перестали его проходить. Диагностическую карту просто покупают у страховщиков, а их реальное состояние машины вообще не интересует.
На одном из пунктов технического осмотра автомобилей нет очередей, и это не потому, что здесь все работает, как часы. Просто нет желающих.
Вадим Морозовский, генеральный директор пункта технического осмотра автотранспорта, подсчитывает убытки: "Аренда этого помещения стоит порядка 250 тысяч рублей. Плюс сюда еще добавляются налоги, оплата за свет, за тепло, за интернет, за телефон… Получается 400 тысяч рублей, а зарабатываем мы 320 тысяч, потому что машин нету".
Две современные линии простаивают, из восьми экспертов на работу выходит только один сотрудник, введен режим жесткой экономии. В сейфе у директора - нераспечатанные пачки талонов техосмотра. Их оплатили, напечатали, доставили и… отменили.
Ленгендарный талон технического осмотра. В эпоху очередей, чтобы получить его побыстрее, знакомому гаишнику приходилось платить сто долларов. На смену талону пришла диагностическая карта. Официальная цена вопроса - 720 рублей. Талон - цветной, голограмма, индивидуальный номер, печатался на типографии Гознака в Перми. Диагностическая карта - листок формата А4,обычный компьютерный шрифт,изготавливается на принтере.
Этим и пользуются многие страховые компании. Поскольку полис ОСАГО невозможно получить без техосмотра, а диагностическая карта для клиента - прямо в офисе страховщика. Это теперь новый вид услуг.
Автолюбитель Кирилл Андреев делится опытом: "Я приехал непосредственно в саму страховую компанию, точнее в офис. Барышня мне сказала, что можно сделать талон техосмотра у нас, либо в любом автосервисе; приезжайте и вам сделают диагностическую карту. Мне было абсолютно неудобно ехать в автосервис, и я согласился на этот вариант. Собственно, это стоило 1700 рублей, две-три минуты - и у меня диагностическая карта в кармане".
Проверяем информацию Кирилла и отправляемся в офис одной из страховых компаний. С порога убеждаемся - услуга существует, правда, ее цена чуть-чуть подросла.
Диагностическую карту готовы сделать за 1770 рублей, причем предъявлять для этого сам автомобиль не нужно. Сотрудник страховой компании готов внести все данные вашего автомобиля в специальную базу данных и так.
Вот здесь и кроется подвох. Мы проверили диагностическую карту, выданную подобным способом. В единой регистрационной базе МВД она не значится, а это может грозить клиенту неожиданными последствиями.
Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей, объясняет: "Если происходит ДТП, участником которого он является, и ему выдали полис ОСАГО, а потом выясняется, что в этот момент у него не было действующей диагностической карты, то это означает, что страховая компания потерпевшему в этом ДТП выплатит страховое возмещение, но потом обратится с регрессным требованием к самому виновнику аварии".
Впрочем пока регрессные иски страховые компании массово не предъявляют, иначе они просто потеряют дополнительный источник доходов. Техосмотр, похоже, в очередной раз сводится к формальности, а контролировать состояние автомобилей, которые ездят по дорогам, просто некому, ведь у ГИБДД эту функцию давно изъяли.