Украине уже в ближайшие дни придётся привыкать к новому порядку расчётов за российский газ
Украине придётся сначала платить, потом забирать российский газ. К этому, как говорят в "Газпроме", вынуждает новая просрочка платежа. Сейчас конец октября, а Киев до сих пор должен за август почти миллиард долларов.
Тема украинских неплатежей за российский газ давно стала таким же признаком наступающих холодов, как пожелтевшие листья. Этим летом Киев снова заполнил свои газовые хранилища природным газом, но почему-то снова, как это было уже не раз, не торопится за него платить. И, похоже, руководство "Газпрома", готово поставить на этой многолетней традиции крест. Сегодня на совещании глава кампании сообщил об этом премьеру страны.
"Украина полностью не заплатила поставки газа за август. Сумма составляет 882 миллиона долларов. Мы пошли на то, чтобы подписать дополнение к действующему контракту и продлили оплату до 1 октября. Но на сегодняшний день в счет оплаты поставок за август денег не поступает, и, по-видимому, необходимо в ближайшее время рассмотреть вопрос о переходе Украины на предоплату поставок за газ авансом, как это предусмотрено действующим контрактом", - заявил председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер.
"С учетом того, что это прямо вытекает из контракта, это, наверное, вполне возможный вариант. Другое дело, что это осложнит ситуацию, в ближайшее время тогда нужно будет дождаться реакции наших украинских партнеров, в зависимости от этого избрать соответствующую линию поведения. Если реакции не будет, значит придется переходить на предварительную оплату", - отметил Дмитрий Медведев.
Похоже, других вариантов будущих газовых поставок, кроме как заплатил деньги - получил товар, в этой ситуации не остается. И вряд ли в этом решении стоит искать политический подтекст, связывая его с решением Украины создать зону свободной торговли с Евросоюзом. Ведь речь идет всего лишь о способе оплаты. Вот как комментирует проблему пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: "Проблема неуплаты за российский газ действительно назрела и, по сути, совпала по времени с дискуссиями относительно того, какие последствия, с точки зрения двусторонних торгово-экономических отношений между Киевом и Москвой, будет иметь подписание соглашения с ЕС. "Газпром" в течение продолжительного времени проявлял максимальную гибкость, шел и идёт навстречу украинским партнерам. Но, совершенно очевидно, что наступает момент, когда нужно четко обозначить позицию, а главное момент, когда нужно платить по долгам".
Россия очень не хочет политических спекуляций вокруг проблемы, поэтому и настаивает на оплате, еще до подписания соглашения Украины с ЕС. Между тем премьер Украины Николай Азаров считает неплатежи делом покупателя - украинского "Нафтагаза" и продавца - российского "Газпрома", а сам предпочитает говорить о погоде.
"Вопрос этот прежде всего двух хозяйствующих субъектов. Поэтому они должны разбираться. Но какие-то причины могут быть, безусловно. Я о них говорил, я же не говорю, что у нас всё безоблачно. Вот если бы у нас вся такая погода была бы, как сейчас на улице хорошая, да, то, наверное, проблем бы не было", - отметил Николай Азаров.
Проблемы действительно традиционно проявляются с ухудшением погоды и отключением газа из-за неплатежей. Сейчас же Киев, похоже, предпочитает об этом не думать или на самом деле довести дело до политического шума, чтобы скрыть свою неплатежеспособность.
"Вот сегодня настал тот момент, когда у Украины нет средств в бюджете, нет средств у "Нафтагаза" Украины, который должен как раз оплачивать этот контракт. Соответственно, нет возможности привлечь кредитные ресурсы на внешних рынках, в первую очередь в России, которая в последние 1,5-2 года - единственный рынок, где Украина могла привлечь кредитные ресурсы. Европейский ресурс перестал кредитовать "Нефтегаз" Украины и фактически помогать оплачивать газ Украине", - отметил эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
"Нужно помнить, что Россия неоднократно Украине долги списывала в рамках неких политических договоренностей. Но сегодня в ситуации вступления Украины в ассоциированное членство с Евросоюзом любое списание долгов выглядит идиотизмом. Кому долги получается списывать? Евросоюзу? Ему не хватает денег? Но тогда не надо подписывать с Украиной договор", - считает председатель Общественного совета Ассоциации юристов России Леонид Хазин.
Многие эксперты полагают, складывающаяся ситуация - еще одно подтверждение, правильности решения России строить пути доставки газа в Европу в обход Украины.
"Такое ощущение, что вот это такой дембельский транзитный аккорд. Она понимает, что скоро она будет не нужна как транзитная страна и вот напоследок хочет всем нагадить - и нам и европейцам. И это, кстати, не мешает им вести переговоры об ассоциации и ставить Европу накануне зимы в очень незавидное положение", - отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Киев уже привычно заявляет Москве, что ее газ слишком дорог, что подписанный на 10 лет договор она может в любой момент выбросить в урну, и что вообще намерена покупать газ в Европе. "Газпрому" сегодня вовсе не до этих фантазий. Он всего лишь хочет денег, за поставленное топливо, потому что с него в свою очередь строго спрашивает правительство.
"Со следующего года мы работаем по формуле нулевого роста тарифов для наших естественных монополий, для инфраструктурных кампаний, к числу которых относится и "Газпром". По сути, мы ставим "Газпром" в очень жесткие бюджетные рамки. И соответственно мы обязаны обеспечить условия для стопроцентного сбора платежей за газ. Я думаю, все должны осознать, что вот такого всепрощения за долги, газового коммунизма в будущем не будет", - подчеркнул российский премьер.
Медведев напомнил, что "Газпрому" придется разбираться вовсе не только с украинскими неплатежами, у нас и внутри страны неплательщиков хоть отбавляй. Общий размер просроченной задолженности потребителей "Газпрома" уже превысил 100 миллиардов рублей. И это мешает компании заниматься газификацией страны. Премьер потребовал принять жесткие меры к неплательщикам, вплоть до отключения газа.