О развитии морских портов, которые работают «на пределе», говорили на совещании у Президента
Новые предложения на высшем уровне по развитию инфраструктуры в России. Ключевые морские порты нашей страны должны обеспечить растущие запросы экономики. И новые возможности для этого предоставляют интеграционные объединения - Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Об этом заявил Владимир Путин на совещании с министрами. Внимание к этому направлению особое, поэтому Президент предложил провести целую серию подобных совещаний.
Создание современной транспортной инфраструктуры - дорог, мостов, портов и транспортных узлов - огромный ресурс роста российской экономики. Деньги и намерения строить все это есть. Уже объявлено о масштабных планах в этой сфере.
20 августа тема получила продолжение. У Президента говорили о том, что развитие нашего портового хозяйства не успевает за экономикой и уже тормозит ее движение.
"Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода", - считает Президент.
Соседи, получившие при распаде СССР современные для того времени порты, неплохо на наших проблемах зарабатывают.
"В портах сопредельных государств Балтии (мы сегодня видим) обрабатывается порядка 100 миллионов тонн российских грузов. И это притом что за последнее десятилетие эта доля сократилась практически в два раза", - сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Нужно учитывать, что к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов и только в портах Южного федерального округа достигнет 150 миллионов тонн. И это более чем в 2 раза больше, чем нынешние возможности наших портов в Азовско-Черноморском бассейне.
На Азовском и Черном морях у нас целых 12 портов. И вот на Новороссийский порт приходится 66% оборота грузов, на порт Туапсе – 11%, на порт Ростова на Дону – 6%. Оставшиеся 17% приходятся на целых 9 портов.
На юге портовая инфраструктура почти везде достигла предела, поскольку просто уперлась в городские кварталы.
"Наша задача - не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы", - подчеркнул Владимир Путин.
Модернизировать планируют все порты и подходные пути к ним. Но Минтранс и РЖД решили, что наиболее подходящее направление для расширения портовых мощностей на Юге России - Тамань, а значит, с точки зрения транспорта, нужно развивать весь Таманский полуостров.
Международный опыт показывает: грамотное развитие инфраструктуры, очень скоро дает буквально взрывной экономический рост, поэтому каждый вложенный государством рубль, в идеале, способен привлечь до 30 рублей частных инвестиций. К этому нужно стремиться. Но бизнесу нужны гарантии.
"Речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования. В том числе, надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой – частным бизнесом, на каких условиях", - сказал Владимир Путин.
Но построить порты и обеспечить их транспортными артериями - мало. Без привлечения грузов все усилия бессмысленны. Тут критически важно обеспечить не просто конкурентоспособные, а самые привлекательные в регионе тарифы и транспортные возможности. В противном случае, на росте грузовых потоков просто заработают другие страны.