Наступивший 2013 год — столетие главного эталона жизни в России
Счастливое число - наступивший год - не только 400-летний юбилей дома Романовых, но и столетие главного эталона русской жизни, того самого 1913 года, с которым в новейшей истории России сравнивают практически все: сколько хлеба намолотили, как золотой запас пополнился, что писали и как одевались…
Кажется, что ровно 100 лет назад наступило время абсолютного российского благополучия, а Первая мировая его разрушила.
Почему именно 1913 год взяли за мерило качества жизни? Правда ли это был хороший год, или к 300- летнему юбилею императорского дома просто правильно все подсчитали?
Год, без упоминания которого не обошелся ни один советский учебник истории. И дело, понятно, не в трехсотлетии дома Романовых. Сравнивать, по сути, было больше не с чем. 1913 год - первый и последний, когда Российская империя с такой аккуратностью обсчитала все свои достижения. Очень похоже на невиданных масштабов подарок верноподданных статистиков к юбилею царской династии. А заодно одарили будущих коллег возможностью рапортовать об успехах в строительстве нового мира.
Каждый ученик 9-го класса 70-80-х знал, что отечество из аграрной страны в индустриальную державу превратилось за 15 лет. Насколько больше собрали тракторов в 30-х и что неграмотными в царской России были трое из четверых.
О чем умалчивали советские историки? В 1913 году машиностроению, конечно, было далеко до сельского хозяйства, которое пшеницей кормило 20% населения Европы. Но по темпам роста промышленности Россия догоняла уже Францию. И цифры, которые экономика показывала тогда, пока не достигнуты.
Чем еще оперировали царские статистики, чтобы Романовых порадовать? Тем же, что и современные. Например, демография. Тогда население увеличивалось со скоростью 1,5% с лишним в год. И, естественно, показателями уровня жизни. Самый низкооплачиваемый неквалифицированный рабочий получал в день 1 рубль 24 копейки. Вроде бы мизерная ставка, которая, однако, голодным не оставляла.
Магазин братьев Елисеевых в Петербурге 100 лет назад – одновременно и яркая витрина для товаров отечественных сельхозпроизводителей, и иллюстрация к тому, как российское общество стремительно превращалось в общество потребления. Наверху лучший в столице ресторан, гастрономическое пиршество; этаж первый - что-то вроде выставки достижений государства, которые можно купить и съесть.
Если верить Аверченко, рабочему Пантелею Грымзину оставшегося от поденной платы рубля хватало всего-то на полфунта ветчины, коробочку шпрот, французскую булку, выпивку и десяток папирос. В лучших питерских магазинах килограмм хлеба стоил 11 копеек, мяса - 58. В пересчете на современные деньги - примерно 55 и 290 рублей соответственно.
А вот, что тогда было действительно дорого - куриные яйца – настоящий деликатес, 3 копейки за штуку. 150 современных рублей за десяток!
Правда, доступно все это было только в городах, то есть меньшинству населения. В итоге в среднем, житель империи съедал всего 43 килограмма мяса в год против 60 сегодня. Зато хлеба страна потребляла вдвое больше, чем сейчас, а вот пила меньше. 8 литров водки на человека. Век спустя уже 30 литров всевозможного алкоголя. Может потому, и по улицам ходить было безопасней. Сравнение по уровню преступности, не в пользу времени нынешнего.
В 1913 году убийств зарегистрировали ненамного меньше, чем 2012 году, но населения-то было куда как больше, 170 миллионов человек. Да и страна покрупней. Крали в 6 раз реже, а грабили – в 3.
В чем еще Россия современная царскую точно обскакала, если не считать энергоносители, так это в степени образованности. С 50-х здесь у нас почти стопроцентный показатель. В 13-м году века ХХ только четверть подданных Николая II умели читать и писать. Но в то же время в империи уже 150 тысяч студентов, в 3 с лишним раза больше, чем во Франции, а обучение в 20 раз дешевле британского. Отсюда, возможно, и бурное развитие науки.
Именно 1913 год – год рождения первого в мире четырехмоторного самолета "Русский витязь" Сикорского, и его же самого большого пассажирского биплана "Илья Муромец".
Накануне Первой мировой российские конструкторы удивляли Европу раз за разом. В 1913 году паровоз, собранный тогда же, протащил 9 четырехосных вагонов от Москвы до Питера за 7 часов 59 минут - почти современная скорость "Красной стрелы". Это эпоха железных дорог, которые империя прокладывала по 1,5 тысячи километров в год. Один Транссиб чего стоит! Потому и грузооборот рос на 7% ежегодно.
Тогда же появляется мультипликация отечественного производства. Владислав Старевич покадровой съемкой оживляет куклы для 6-минутного фильма "Рождество у обитателей леса". Казимир Малевич начинает путь к славе, рисуя декорации к оперной постановке "Победа над солнцем". Позже он признается, что во время той работы и придумал "Черный квадрат".
Как и сейчас, в 13-м году ХХ века благосостояние граждан в том числе мерили статистикой от туриндустрии. Оказывается, она уже существовала, и неплохо. Даже если сравнивать с веком XXI-м.
Год 300-летия дома Романовых столица империи встретила с новой гостиницей европейского стандарта "Астория". И в том же 1913-м в России пик туристического бума. Съездить можно было даже в Японию, а 22-дневный тур, с посещением Берлина, Дрездена, Женевы, Саксонии стол 60 рублей. Примерно половина среднемесячной зарплаты провинциального учителя.
В 2013 году в туристы себя записали 11 миллионов граждан России. За 9 первых месяцев прошлого года отдых примерно на миллион больше.
Вспоминать российскую военную мощь прошлого века, наверное, бессмысленно. Через 4 года от нее ничего не осталось. Не получила страна тех 20 лет покоя, о которых мечтал Столыпин. Хотя узнать ее, и правда, стало невозможно.