Обладатели кредитных карт все чаще становятся жертвами мошенников
Стать жертвой мошенников можно и просто отозвавшись на короткое SMS. Все больше становится тех, кто расстается с деньгами, поверив сообщениям об огромных выигрышах, или просьбах о срочной матпомощи.
Другой вид телефонного мошенничества, когда владельцу банковской карты сообщают, будто она заблокирована - а для разблокировки требуют назвать все данные. Главное правило никому и никогда не называть свой ПИН-код помнят не все.
Абонент не доступен и вряд ли когда-либо будет. С этого номера Екатерине звонил мужчина, который представился сотрудником банка. Сообщил о сбоях в компьютерной системе. И о том, что собирает данные о картах, чтобы избежать блокировок.
"И тут же пришло SMS, о том, что произведен платеж на сумму 16 тысяч рублей, собственно, все, что было на этой карточке", - говорит Екатерина Быстрова.
В похожей ситуации оказалась и жительница Нижнего Тагила. На счете в итоге ноль.
"Изначально они спросили, есть ли у вас в шаговой доступности где-то банкомат. Я говорю: нет, поблизости нет, но я могу назвать номер карты. Без проблем - фамилия, имя и номер карты. Ну, я конечно же назвала, просто я не слышала о подобных случаях", - рассказала Екатерина.
Схема обмана выглядит примерно так. На мобильный телефон абонента приходит SMS с текстом: ваша банковская карта заблокирована, просим перезвонить по следующему номеру. На другом конце провода, якобы от имени банка, отвечают мошенники. Предлагают немедленно решить проблему, нужно лишь назвать номер карты и ПИН-код. Ну а дальше воспользоваться чужими деньгами дело уже не хитрое
Чтобы не стать жертвой мошенников, банкиры советуют своим клиентам запомнить несколько простых правил. Операторы никогда не спросят ПИН-код - никто кроме вас знать его вообще не должен. Да и номер карты уточняют только в случае какой-либо вашей просьбы и только после того, как зададут, к примеру, контрольный вопрос. А разблокировка вне офиса и вовсе невозможна. Кроме того, аферисты подчас прикрываются организациями, которые с физическими лицами вообще не работают. SMS от Центробанка - точно обман. В остальных случаях смотрите, с какого номера звонят или пишут.
"Никогда банки, либо операторы связи не будут обращаться к абоненту с обычного номера. У операторов есть короткие номера, причем они именные", - пояснил директор департамента внешних коммуникаций Иван Ким.
Именной номер легко уточнить в интернете. Но еще проще разрешить вопросы, позвонив в банк. По телефону, что на обратной стороне карты. Выполнять же указания таинственного собеседника вслепую прямой риск. ПИН-код - ключ от счета, где деньги лежат, и этот ключ вы сами отдаете в чужие руки.
"Банк отвечает при наличии его вины, а если вины в нем не допущено, то есть он согласно условиям договора выдал по тем правилам, которые предусмотрены банковскими правилами и он выдал подтвержденному уполномоченному лицу, то в этом случае банк нести ответственность не будет", - подчеркнул юрист общества защиты прав потребителей Олег Фролов.
Можно дополнительно подстраховать себя от мошеннических схем. Например, подключить услугу мобильный банк или назначить сумму, больше которой за день с карты не уйдет.
"Сам клиент может, обратившись в банк установить для себя пониженный лимит, либо когда ему нужно совершить за один день более крупные операции, приходит в банк, пишет предварительно заявление для установления повышенного лимита", - рассказала руководитель правовой службы банка Юлия Солоненко.
Ну а если все же остались без денег, с этим уже в полицию. Там предупреждают: мошенники любят эффект неожиданности. Тревожные SMS приходят, как правило, поздно вечером или даже ночью, рассчитывая застать вас врасплох. Впрочем, телефонные центры большинство банков работают круглосуточно. А если не можете дозвониться, отложите вопрос до утра. В этом случае молчание - золото.