Скандальное решение американского Конгресса комментируют в России и США
"Шаг вперед и два назад". Так в России комментируют новость из США. Американский Конгресс отменил пресловутую поправку Джексона-Вэника, мешавшую торговым отношениям, но одновременно одобрил так называемый "акт Магнитского", якобы направленный на защиту прав человека. Он предусматривает визовые и финансовые санкции против ряда российских официальных лиц.
В нашем МИД это уже назвали вызывающе недружественным и провокационным выпадом. Американский лидер, как известно, был против такой привязки, но парламент решил иначе.
Нижней палате Конгресса США потребовалось всего 20 минут, чтобы отменить документ, десятилетиями портивший отношения Москвы и Вашингтона. Закон Джексона Вэника, принятый в середине 70-х годов ХХ века в связи с запретом на свободную эмиграцию из Советского Союза, ограничивал торговлю между двумя странами. Документ давно устарел, на него даже ввели мораторий, но отменять все равно не спешили.
Все изменилось в августе 2012 года после вступления России в ВТО. США срочно потребовался от нашей страны статус нормального торгового партнера. Поправка мешала американскому бизнесу получить преимущества от членства Москвы во Всемирной Торговой Организации. В Вашингтоне сразу заговорили о пережитках прошлого.
"Очень просто принять закон, намного сложнее его отменить. Это был бесполезный закон, после 1989 года, когда открылся "железный занавес" и каждый мог уехать куда угодно", - говорит конгрессмен от штата Вашингтон Джим Макдерман.
"Россия вступила в ВТО, теперь у вас есть преимущества, которых нет даже у США. Можно сказать, что условия обеих стран равны. Если закон пройдет, в выигрыше будут обе страны. Это решение необходимо, чтобы двигаться вперед. У нас много разногласий, но если мы сможем урегулировать торговый вопрос, отношения между нашими странами выйдут на новый уровень", - убежден председатель Комитета по регламенту Конгресса США Дэвид Кэмп.
Исправлять положение Конгресс, разумеется, начал по-своему. Одни санкции подменили другими, притом через единый законопроект. На смену устаревшей поправки Джексона-Вэника пришел акт Сергея Магнитского.
Закон назван именем погибшего в московском СИЗО юриста и коснется он тех, кто, по мнению США, нарушает в России права человека. Визовые и финансовые ограничения американцы пока вводят в отношении ряда чиновников российских силовых ведомств, якобы причастных к смерти адвоката. Но "черный список" могут расширить. От идеи увязать отмену поправки Джексона-Вэника с принятием закона Магнитского не все конгрессмены были в восторге.
"По-моему, нельзя дать этому законопроекту пройти, не учитывая все нюансы, потому что одна из важнейших составляющих этого закона - это торговля", - считает конгрессмен от штата Техас Пи Долсон.
"Я бы никогда его не принял, потому что мы все еще пытаемся сфокусироваться на негативе, а нужно подумать о возможностях, которые могут принести нам отношения между нашими странами", - отмечает конгрессмен от штата Калифорния Дана Рорабахер.
При этом практически все конгрессмены уверены, что решение улучшит российско-американские отношения, ведь равноправная торговля важнее политических разногласий.
Реакция России однозначная. Голосование в американском Конгрессе – недружественный шаг. Подмена устаревшей торговой поправки новым законом Магнитского без ответа не останется.
"Мы с большим сожалением восприняли это решение и с не меньшим сожалением констатируем его предсказуемость. Оно безусловно показывает, что некоторые сегменты российско-американских отношений так и не стали подвержены перезагрузке. Разумеется, адекватный ответ последует", - заявил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.
Предупреждений Москвы в Вашингтоне не услышали. Местные политологи констатируют: в российско-американской перезагрузке наступают сложные времена.
"Сейчас, конечно, все намного лучше, чем было при Джордже Буше, но этот договор вернул нас во времена "холодной войны", - говорит политолог Майкл Охналон.
Вашингтон активно поддерживал вступление России в ВТО. Улучшение отношений с Москвой Обама называл успехом своей внешней политики.
На протяжении двух лет, пока дело Магнитского обсуждалось в Конгрессе, Белый дом активно сопротивлялся принятию этого документа. Администрация Обамы не хотела, чтобы инициатива конгрессменов получила статус закона, но Конгресс поставил условие: отмена дискриминационной поправки Джексона-Вэника в обмен на закон Магнитского. И Белый дом согласился. Интересы американского бизнеса на российском рынке для исполнительной власти в Вашингтоне оказались приоритетнее.
Впереди - рассмотрение закона в Сенате, верхняя палата займется этим через несколько недель, после документ должен лечь на стол президента. Обама, скорее всего, подпишет закон, несмотря на все политические последствия такого решения Конгресса.