Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
12 сентября 2012, 18:24

Об особенностях расчетов за дополнительные услуги мобильной связи

Быть внимательными, подписываясь на услуги сотовой связи, рекомендуют абонентам специалисты. Средства со счета порой исчезают в буквальном смысле без разговоров. Причем нередко незаметные списания малых сумм вполне законны. Просто, чтобы знать о них, заранее надо проштудировать десятки страниц текста.

И сумма-то вроде небольшая: 30, 50 или 100 рублей. Но когда они необъяснимо исчезают со счета, мелочь, а неприятно. При этом большинство абонентов знают: они точно не пользовались ничем таким, за что эти деньги могли бы списать. Среди абонентов ходят байки: сотовые операторы просто воруют деньги со счетов. Однако это не так.

Суммы, как правило, списывают законно и обоснованно. И с полного согласия клиента. Лишь одна деталь: сам клиент о собственном согласии порой ничего не знает. Например, по договору все сотовые операторы имеют право подключать своим абонентам бесплатные услуги.

"Оказывается, мне подключили услугу по умолчанию, и когда я позвонила разобраться, мне сказали: вы не волнуйтесь, это услуга бесплатная, и если вы в Интернет выходить не будете, то с вас ничего списывать не будут", - говорит Марина Александрова.

А уж если вышел в Интернет, пеняй на себя. Такие сервисы можно назвать условно-бесплатными. Они действительно ничего не стоят, скажем, первый месяц. А со второго за них начинают брать плату. Отключать нужно самостоятельно. Но вот беда, многие к этому времени давно забыли, что пользуются услугой. А СМС-уведомление либо стерли, либо просто не заметили.

"Кто-то игнорирует эти СМС, кто-то вовсе их не получал. Но оказывается, что такая услуга подключена. Оператор, конечно, по требованию абонента может это все отключить. Но существует огромное число людей, кто просто не знает, что у них есть эти дополнительные услуги и они ими пользуются", - говорит аналитик рынка мобильной связи Эльдар Муртазин.

Все права мобильного оператора прописаны в договоре. Но в данном случае совет "внимательно читайте" бесполезен. Абонент подписывает лишь сокращенный вариант. Полный текст договора, как правило, доступен на сайте, он состоит из десятков страниц, и человеку неподготовленному понять его трудно.

"И вы, и я вынуждены подписывать эти договора и соглашаться с их условиями, рассчитывая на то, что оператор поведет себя корректно и не обманет нас. Разобраться обычному человеку во всех хитросплетениях этого договора невозможно", - говорит аналитик рынка мобильной связи Эльдар Муртазин.

Однако вернуть удержанное все же возможно. Если абонент грозит разрывом договора, оператор обычно идет на уступки и соглашается считать списанные 20 или 30 рублей недоразумением.

"Если речь идет о несанкционированном, неодобренном с их стороны действии оператора связи по списанию денежных средств, они имеют полное право на возмещение понесенных расходов", - отмечает начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Правда, иногда абоненту проще махнуть рукой, чем из-за незначительной суммы выяснять отношения с поставщиком услуг. Но если речь идет о списании тысячи или более рублей, есть смысл составить письменную претензию.

"В течение двух месяцев абоненту должен быть дан письменный ответ. В случае неполучения такого ответа, в случае несогласия с этим ответом, в случае отказа выполнить требования абонент имеет право на защиту своих интересов в судебном порядке", - говорит начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Случаи судов, правда, единичны. Разбирательства в основном касаются огромных сумм, начисленных в роуминге. В более мелких конфликтах каждая история разбирается индивидуально. При этом самим абонентам тоже следует помнить о собственной безопасности, например, при пользовании платными сервисами.

За пребывание на некоторых ресурсах могут также списывать деньги, предупреждение об этом обычно появляется при входе на сайт. И конечно, не следует подписываться на услуги сторонних компаний - новостные рассылки, прогноз погоды и так далее, не выяснив детально, сколько и за что придется платить.

Читайте также: