Об особенностях расчетов за дополнительные услуги мобильной связи
Быть внимательными, подписываясь на услуги сотовой связи, рекомендуют абонентам специалисты. Средства со счета порой исчезают в буквальном смысле без разговоров. Причем нередко незаметные списания малых сумм вполне законны. Просто, чтобы знать о них, заранее надо проштудировать десятки страниц текста.
И сумма-то вроде небольшая: 30, 50 или 100 рублей. Но когда они необъяснимо исчезают со счета, мелочь, а неприятно. При этом большинство абонентов знают: они точно не пользовались ничем таким, за что эти деньги могли бы списать. Среди абонентов ходят байки: сотовые операторы просто воруют деньги со счетов. Однако это не так.
Суммы, как правило, списывают законно и обоснованно. И с полного согласия клиента. Лишь одна деталь: сам клиент о собственном согласии порой ничего не знает. Например, по договору все сотовые операторы имеют право подключать своим абонентам бесплатные услуги.
"Оказывается, мне подключили услугу по умолчанию, и когда я позвонила разобраться, мне сказали: вы не волнуйтесь, это услуга бесплатная, и если вы в Интернет выходить не будете, то с вас ничего списывать не будут", - говорит Марина Александрова.
А уж если вышел в Интернет, пеняй на себя. Такие сервисы можно назвать условно-бесплатными. Они действительно ничего не стоят, скажем, первый месяц. А со второго за них начинают брать плату. Отключать нужно самостоятельно. Но вот беда, многие к этому времени давно забыли, что пользуются услугой. А СМС-уведомление либо стерли, либо просто не заметили.
"Кто-то игнорирует эти СМС, кто-то вовсе их не получал. Но оказывается, что такая услуга подключена. Оператор, конечно, по требованию абонента может это все отключить. Но существует огромное число людей, кто просто не знает, что у них есть эти дополнительные услуги и они ими пользуются", - говорит аналитик рынка мобильной связи Эльдар Муртазин.
Все права мобильного оператора прописаны в договоре. Но в данном случае совет "внимательно читайте" бесполезен. Абонент подписывает лишь сокращенный вариант. Полный текст договора, как правило, доступен на сайте, он состоит из десятков страниц, и человеку неподготовленному понять его трудно.
"И вы, и я вынуждены подписывать эти договора и соглашаться с их условиями, рассчитывая на то, что оператор поведет себя корректно и не обманет нас. Разобраться обычному человеку во всех хитросплетениях этого договора невозможно", - говорит аналитик рынка мобильной связи Эльдар Муртазин.
Однако вернуть удержанное все же возможно. Если абонент грозит разрывом договора, оператор обычно идет на уступки и соглашается считать списанные 20 или 30 рублей недоразумением.
"Если речь идет о несанкционированном, неодобренном с их стороны действии оператора связи по списанию денежных средств, они имеют полное право на возмещение понесенных расходов", - отмечает начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.
Правда, иногда абоненту проще махнуть рукой, чем из-за незначительной суммы выяснять отношения с поставщиком услуг. Но если речь идет о списании тысячи или более рублей, есть смысл составить письменную претензию.
"В течение двух месяцев абоненту должен быть дан письменный ответ. В случае неполучения такого ответа, в случае несогласия с этим ответом, в случае отказа выполнить требования абонент имеет право на защиту своих интересов в судебном порядке", - говорит начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.
Случаи судов, правда, единичны. Разбирательства в основном касаются огромных сумм, начисленных в роуминге. В более мелких конфликтах каждая история разбирается индивидуально. При этом самим абонентам тоже следует помнить о собственной безопасности, например, при пользовании платными сервисами.
За пребывание на некоторых ресурсах могут также списывать деньги, предупреждение об этом обычно появляется при входе на сайт. И конечно, не следует подписываться на услуги сторонних компаний - новостные рассылки, прогноз погоды и так далее, не выяснив детально, сколько и за что придется платить.