Во Владивостоке собрались лидеры государств и представители бизнес-элиты
Накануне во Владивостоке состоялась деловая часть саммита АТЭС. Основной темой сегодняшнего заседания стала интеграция стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Как отметил в своём выступлении Владимир Путин, взаимовыгодное сотрудничество позволяет партнёрам развиваться активнее. В том, что Россия движется вперёд быстрыми темпами, гости форума смогли убедиться, приехав в Приморье.
Неформальный итог саммита АТЭС, озвученный гостями еще до начала официальных мероприятий, - "ну и повезло же местным студентам". Площадкой для экономического форума стал Дальневосточный университет - его инфраструктура сейчас считается одной из лучших. Современные учебные корпуса, сооруженные специально к саммиту, изменили остров Русский до неузнаваемости. Всего же во Владивостоке появилось около 50 новых объектов, в их числе два грандиозных моста - через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный - они стали визитной карточкой города и символом саммита АТЭС.
Максим Ананьев от имени жителей острова Русский поблагодарил Путина за мосты и спросил, как изменится финансирование Приморского края после окончания саммита.
"Жители Владивостока ждали этих мостов с 1903 года. В России длительные циклы реализации проектов", - пошутил Владимир Путин. "Мы вложили сотни миллиардов для того, чтобы развить остров Русский, развить инфраструктуру и создать новый научно-образовательный центр Дальнего Востока России. И потом все это будет передано университету для будущих поколений", - сказал Владимир Путин.
Деловая часть саммита АТЭС - традиционная составляющая экономического форума - она предваряет главное событие - встречу лидеров стран - участниц организации. На этот раз во Владивостоке собралось более 500 бизнесменов, представляющих крупнейшие транснациональные кампании, такие гиганты, как "Майкрософт", "Шелл", "Дженерал Моторс", "Хьюлетт Пакард". Россия как хозяйка саммита предложила несколько главных тем: продовольственная безопасность, региональное сотрудничество, развитие транспортных схем, но, по сути, все они призваны ответить на один - главный вопрос - как АТЭС может противостоять новому мировому экономическому кризису, о возможности которого говорят все больше. Российский Президент считает, что необходимо развивать интеграцию и создавать условия для свободной торговли так, как это сделали, например, Россия, Белоруссия и Казахстан.
"Мы не стоим на месте. Уже сейчас работаем с партнерами над созданием Евразийского экономического союза, а это еще более высокая степень интеграции. С передачей большего числа функций на национальный уровень с согласованной макроэкономикой, технологической и финансовой политикой. Фактически мы хотим создать мощный центр регионального развития. Более того, будущий Евразийский экономический союз может стать таким фактором связки между Европой и Азиатско-Тихоокеанском регионом", - считает Владимир Путин.
Защищать национальные рынки высокими импортными пошлинами и или наоборот - открыть границы для иностранных товаров? Первое дает мгновенный эффект, но приводит в дальнейшем к стагнации. Именно свободное движение товаров признано экономистами как одно из главных условий для развития национальных экономик.
"Одна из первоочередных задач - это сохранить и уберечь открытость глобальных и региональных рынков. Иллюзия простых решений слишком дорого обходится. Увлечение лекарством протекционизма на время снимает, конечно, болевые ощущения, симптомы, но мешает выздоровлению экономики в целом, сковывает активность в торговле и инвестициях. Никто не отрицает права правительств защищать собственный рынок и национальный бизнес. Безусловно, они обязаны поддерживать и отдельные предприятия или секторы экономики. Вопрос в другом - нужные ясные и понятные правила подобных действий", - уверен российский Президент.
Целый ряд вопросов Президенту касался роли России в АТЭС. Сейчас основной поток товаров из Азии идет через Индийский океан, при этом Россия представляет собой практически идеальный с точки зрения геополитики - транспортный коридор между Востоком и Западом. Конечно, железнодорожные магистрали БАМ и Транссиб нуждаются в модернизации, отметил Президент, но в итоге затраты должны окупиться сполна. Согласно расчетам, грузооборот должен вырасти минимум в 5 раз, причем преимущественно за счет экспорта из Китая.
Президент РФ напомнил, что российские специалисты уже построили в Китае несколько энергоблоков и имеются договоренности о продолжении работ. Кроме того, по словам Путина, продолжаются переговоры по поставкам в Китай российского углеводородного сырья.
Большинство участников саммита, включая лидеров стран, живут на острове Русский в студенческих кампусах и пентхаусах для профессорско-преподавательского состава. На форуме аккредитовано рекордное количество корреспондентов различных мировых изданий.
Пресс-центр саммита рассчитан на две тысячи журналистов, здесь представлены все ведущие мировые средства массовой информации. Все дни саммита пресс-центр будет работать в круглосуточном режиме, это связано, в первую очередь, с тем, что большинство стран или, как здесь говорят, экономик - участниц АТЭС, находится в разных часовых поясах - первое пленарное заседание на саммите начинается в 9 утра - в Москве в это время 2 часа ночи, а последняя дискуссия запланирована здесь на 23:30 - в Соединенных Штатах еще только полшестого утра.
Во Владивостоке Владимир Путин провел сегодня отдельную встречу с главой КНР Ху Цзиньтао. Говорили о расширении взаимной торговли в рублях и юанях. Кроме того, Путин побеседовал с султаном государства Бруней Хассаналом Болкиахом. Государство небольшое, но крайне влиятельное в области мировой энергетики. Завтра саммит АТЭС во Владивостоке продолжит работу.