Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 июня 2012, 21:13

Премьер провел совещание, посвященное организации воздушного движения в стране

О безопасности авиаперелетов речь шла на совещании, которое Дмитрий Медведев провел во Внукове в Центре автоматизированного управления воздушным движением. Дискуссия получилась очень острой. Один из диспетчеров назвал ситуацию в небе хаосом. Сотрудников не хватает, нагрузка колоссальная, многие правила полетов давно устарели.

Дмитрий Медведев приезжает в центр управления полетами в обед, когда один час пик в небе уже закончился, а другой - еще не начался. Он интересуется воздушной обстановкой и решается сам сесть за диспетчерский пульт, правда, тренировочный.

Появление премьера здесь ждали. Недавний скандал вскрыл массу проблем в аэронавигационном деле. Профсоюз авиадиспетчеров рассказал о целом ряде случаев, когда самолеты едва развели в небе. Московский центр управления воздушным движением, куда приехал Медведев, назвал это клеветой и подал в суд на профсоюз. Но сегодня диспетчеры признались, что проблемы действительно есть.

"Когда говорят, что пропускная способность увеличится. У нас сейчас пропускная способность никем не рассчитана, то есть это хаос. Как можно хаос увеличить? У меня лично, как у практика, большой в этом плане вопрос. Говорильни много, а то, что нужно, иной раз как раз диспетчер и не выхватывает из этого эфира, из этого хаоса", - говорит диспетчер аэроузлового диспетчерского центра по организации воздушного движения Андрей Булин.

Авиаперевозок с каждым годом становится больше на 10%, и самолетам попросту стало тесно в небе. Это только кажется, что воздушное пространство необъятно. На самом деле оно со всех сторон зажато запретными зонами - например, полеты над Москвой даже на высоте 10 километров запрещены. Сейчас авиалайнерам хотят дать в них зеленый свет.

"Не удалось пока достигнуть согласованного решения по вопросу оптимизации границ 26 запретных зон и зон ограничения полетов из 119", - сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.

Д. Медведев: "А почему не удалось? Нет согласия пока?"

"Да, нет согласия. Позиция Министерства обороны и других ведомств по ряду случаев достаточно жёсткая", - ответил глава Росавиации.

"Ну так может лучше эту жизнь улучшить и просто заставить всех договориться? Мне кажется, что так и надо поступить. Ну а чего, если мы хотим создать универсальный инструмент, – значит нужно проявить какую-то настойчивость", - заявил глава правительства.

Другая проблема. Раньше каждый аэропорт в Москве имел свои направления: из Шереметьева летали на север, из Внукова - на юг, из Домодедова - на восток. Сейчас же эта география полетов определяется тем, где выгоднее размещаться авиакомпании. Иными словами в небе настоящая каша. И расхлебывать ее приходиться диспетчерам, раскраивая небо на сотни кусочков. Они делают это на экранах, которым больше 30 лет, и ждут переезда - рядом строится новый центр управления воздушным движением. Руководители с гордостью рапортуют Медведеву о том, что он заработает через полгода, но их подчиненные в этом сильно сомневаются.

"Вот сегодня мы слышим, что 15 декабря 2012 года новый Московский центр будет функционировать. Международная практика показывает, что за такой короткий промежуток времени, который у нас остался, и с той базой, которую мы имеем. А мы имеем базу, в которой даже нельзя провести совещание, заседание вот такое, потому что здание строится полтора года, но мы до сих пор не можем провести там заседание какое-то или совещание", - сказал старший диспетчер районного диспетчерского центра по организации воздушного движения Михаил Ватулин.

Дмитрий Медведев: "Я как раз спросил: почему мы не там сидим?"

"Так вот, за оставшееся время установить оборудование, отладить, установить программное обеспечение, переучить людей и всё, что положено сделать, – это нереально.", - отметил старший диспетчер районного диспетчерского центра по организации воздушного движения М. Ватулин.

"Это не меньше, чем два года. Чего тогда писали такие сроки? В общем, хочу, чтобы в этом вопросе тоже окончательно разобрались. Контрольный срок – 15 декабря для сдачи основного объекта не в эксплуатацию, а в смысле просто подготовки самого помещения и монтажа оборудования – никто не отменяет", - заявил премьер.

Из нового центра управления полетами будут контролировать все, что происходит в небе над Центральной Россией. А это больше половины всех полетов, совершающихся в нашей стране. В этом зале будут работать всего 90 человек. На каждом из них колоссальная ответственность - от одного диспетчера зависит сохранность нескольких сотен человеческих жизней, ежеминутно. Кроме сложнейших технических знаний, все, кто здесь работает, должны иметь отличный английский и железные нервы.

"Рубашка потеет, пот выступает на лбу. Ситуации такие часто бывают: экипаж неадекватно выполняет команды диспетчера, и предпринимает наборы или отвороты, которые не были согласованы с диспетчером. Поэтому на пенсию мы выходим с 50 лет", - говорит диспетчер аэроузлового диспетчерского центра по организации воздушного движения Вячеслав Лебедев.

Несмотря на большой социальный пакет и приличную зарплату - диспетчер в Москве получает больше 100 тыс рублей, молодых специалистов здесь не так много. Не выдерживают напряжения. Пожаловавшись и на это Медведеву, регулировщики воздушного движения отправляются по своим рабочим местам - им предстоит сейчас отправить премьерский борт в дальний рейс.

Читайте также: