Что положит конец спорам с Украиной о цене российского газа и почему Киев снова просит скидки
На Украине были сделаны новые заявления о недовольстве ценой российского газа – теперь власти в Киеве призывают своих соотечественников экономить газ, а в перспективе перейти на уголь и дрова. И это при том, что Украина покупает газ дешевле, чем Польша, Венгрия, Турция и Румыния. Кроме того, на этой неделе произошло еще одно важное событие - Россия начала качать пробный газ в Европу через "Северный поток".
Если тепло взять негде - нужно искать под землей. Украинская школьница София Крамарова показывает модель тепловой установки - в Донецкой области даже бурить не надо, есть затопленные угольные шахты. София уверена: ее изобретение поможет серьезно сэкономить.
Как сохранить, а, может, и приумножить энергию, сейчас думает, похоже, вся Украина. Ведь попросили буквально с самого верху. "Мы просим наших сограждан делать все от них зависящее для экономии энергоресурсов, потому что в условиях вырытой для всего общества газовой ямы, кабального газового контракта - закрытое окно, утепленная дверь, экономное использование газовой плиты - это вопрос патриотизма и выживания", - заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.
Почему подписанный два года назад контракт на поставку российского газа вдруг стал для Украины кабальным - очередная загадка. Хотя и отгадка есть - платить дорого. Россия предлагала несколько вариантов существенного снижения цены - вхождение в Таможенный союз, продажа газотранспортной системы или слияние "Газпрома" с "Нафтогазом", но украинским партнерам ни один не понравился.
"Принципиальная позиция нашего президента - какая-либо модель может быть приемлема, если она основана на паритетных началах. То есть никакого слияния "Нафтогаза" с "Газпромом" или других унизительных для страны предложений принято не будет", - сообщил министр энергетики Украины Юрий Бойко.
Следуя украинской логике, получается, если дорого, надо просто придумать как не платить. Ну, чтоб не унижаться. Вот и появилась идея пересмотреть 10-летний контракт, ликвидировав для этого "Нафтогаз". Правда, возникла проблема: оказывается, так не бывает.
"Ни один европейский суд не поддержит расторжение контрактов в связи с изменением названия юрлица. Иначе представляете, что бы вытворялось в мире, если бы можно было изменить юрлицо и отказаться от выполнения контракта? Мир бы вообще был такой - как назад в джунгли", - пояснил , заместитель генерального директора Российского энергетического агентства Леонид Григорьев.
Европа еще слишком хорошо помнит газовый конфликт двухлетней давности, и в надежности украинского транзита сомнений резко прибавилось. Впрочем, в этот раз опасений куда меньше – желто-синяя труба теперь не единственный путь поставок российского газа. Одно нажатие кнопки торжественной церемонии открытия - и прокачка так называемого технического газа через "Северный поток" началась.
Газпровод протяженностью 1224 километра - от Выборга до немецкого города Грайфсвальд через территориальные воды Финляндии, Швеции и Дании. Плановая мощность - 55 миллиарда кубометров газа в год. Запустили первую ветку, через год заработает вторая. Проект позволяет не зависеть от порой изменчивых планов транзитных стран, в первую очередь, конечно, Украины.
"Украина – наш давнишний партнер, традиционный; как и для любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим исключительным транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает. Я думаю, наши отношения будут приобретать все более и более цивилизованный рыночный характер", - отметил Владимир Путин.
В Германии уже следят за тем, как растет давление в трубе. Здесь говорят: пуск "Северного потока" - событие историческое. Это как раз и есть энергетическая безопасность.
"Обе очереди газопровода, конечно, предельно важны для Германии, но по ним газ будет поставляться транзитом и в соседние страны Европы, то есть "Северный поток" будет выгоден для государств как Западной, так и Юго-Восточной Европы. Он повысит надежность снабжения", - заявил председатель правления компании Wintershall Райнер Зеле.
Украина между тем всю неделю удивляла мир новыми проектами – то планами чуть ли не завтра начать добывать сланцевый газ, то идеей построить заводы по переработке сжиженного топлива и покупать его где-нибудь еще, лишь бы не в России. Впрочем, эксперты говорят, это из области переработки сала в дизельное топливо – вроде получается, но выгоднее купить настоящее.
"Для того, чтобы полностью заместить все объемы поставок из России, Украине потребуется построить три самых современных крупнейших регазификационных терминала. Для Великобритании, например, это заняло больше 7 лет с учетом того, что все решения принимались очень быстро, и была масса инвесторов, которые хотели в это вкладываться. Очереди компаний, которые бы хотели построить регазификационный терминал на Украине, не видно", - пояснила руководитель направления по мировой энергетике Энергетического центра "Сколково" Татьяна Митрова.
Газотранспортная система тоже на Украине с годами лучше не становится - труба ржавеет, а чинить не на что. При этом получать деньги за транзит, между прочим, больше, чем в Европе, украинцам хочется, а платить по контракту кажется несправедливым. Хотя понятие справедливости вообще ни в одном договоре не встретишь. Есть формула цены, прописанная в контракте. И для украинского руководства это вряд ли может быть сюрпризом.
"Когда наши коллеги, партнеры, президент Украины, премьер-министр Украины, говорит, что этот договор несправедливый, нехороший, он, типа, от лукавого и мы его не будем исполнять, послушайте, это ни в какие ворота не лезет. Все договоры до тех пор, пока они не опровергнуты определенным образом в судебном порядке или не прекращены сторонами, подлежат исполнению. И, я надеюсь, что и наши партнеры, наши украинские друзья будут точно также неукоснительно, строго соблюдать рамки договора, заключенного в 2009 году", - заявил Президент России.
К концу недели на Украине созрел новый энергетический план - перейти с газа на уголь. То, что на это нужны годы и миллиарды, никто не говорит. Единственное место, где такой переход будет незаметным, это котельная в Донецкой области. Здесь и газа-то никогда не было. А кочегар Михаил Мальцев может быть уверен: без работы не останется.