О будущем мелких авиаперевозчиков, ценах на билеты и безопасности пассажиров
Ространснадзор приостановил эксплуатацию пяти Як-42 компании "Як-Сервис", чей самолёт разбился под Ярославлем, а также трёх таких лайнеров, принадлежащих другим перевозчикам. Проверки продолжаются.
После ярославской трагедии в России ужесточат требования к авиаперевозчикам, в первую очередь к небольшим. Кому-то придётся даже уйти с этого рынка, хотя проблемы доставляют и те, кто уже ушёл. Авиакомпания "Континент" обанкротилась в конце июля, а пассажиры не могли улететь и сегодня.
Проблемы у авиакомпании "Континент" начались этим летом, когда она объявила себя банкротом, предварительно продав несколько тысяч билетов аж до ноября месяца. После этого проблемы начались уже клиентов "Континента". Росавиация при помощи крупных авиаперевозчиков все лето занималась, по сути, эвакуацией из курортных мест почти 10 тысяч человек, которые так и не дождались обещанных самолетов от авиакомпании "Контнент". Сегодняшняя ситуация, когда вновь стало известно, что пассажиры "Континента" застряли по дороге из Москвы в Норильск, похоже, отголосок той истории.
"Континент" - классический пример маленькой авиакомпании, которых в России около 150. В ее парке было всего 11 самолетов Ту-154. Через несколько месяцев она все равно бы прекратила свое существование.
Росавиация после нескольких авиакатастроф и инцидентов с самолетами небольших перевозчиков приняла решение о повышении требований к безопасности. Во-первых, обязав их оснастить все самолеты системами предупреждения о столкновении с землей и в воздухе. Во-вторых, обязав иметь в своем парке больше однотипных самолетов.
"Повышено требование: не менее 10 самолетов в парке авиакомпаний с 1 января 2012 и не менее 20 - с 1 января 2013 года, что приведет либо к объединению авиакомпаний, либо к их сокращению", - сообщил заместитель главы Минтранса Валерий Окулов.
После авиакатастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, вопрос о маленьких авиакомпаниях был поднят еще раз. Президент потребовал уменьшить их количество, заявив, что должны остаться только те, кто "имеют силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату".
В среде летчиков и экспертов это породило слухи о том, что чиновники от авиации уже составили списки авиакомпаний, подлежащих ликвидации.
"Никто не объяснил толком, как будут выявляться те авиакомпании, которые попадут в "черный список", а уже объявлено о составлении какого-то "черного списка". Но процесс пошел", - говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.
В Министерстве транспорта, впрочем, уверяют: никаких списков нет. При соблюдении новых требований по безопасности мелкие авиакомпании исчезнут сами.
"Четкого плана по сокращению авиакомпаний мы себе не ставим. Это происходит совершенно естественным образом в связи с более жестким требованием к оборудованию самолетов и количеству самолетов", - сказал заместитель главы Минтранса Валерий Окулов.
Заслуженный пилот России Михаил Марков работает как раз в небольшой авиакомпании. Два часа назад, вылетев из московского аэропорта "Шереметьево", его самолет приземлился в Самаре. Очередной чартерный рейс, в который компания перебросила его из-за приостановки в связи с трагедией в Ярославле хоккейного чемпионата. Михаил должен был везти хоккеистов команды "Динамо Рига" в Уфу на игру с "Салаватом". Все разговоры среди летчиков компании - о ее весьма вероятной ликвидации или слиянии с кем-то покрупнее.
"Было бы страшно представить, если компания с тремя самолетами начала выполнять регулярные рейсы в Лондон и Нью-Йорк. Львиный объем, естественно, выполняется крупными перевозчиками. Но крупным перевозчикам не под силу выполнять мелкую работу, которой занимаются мелкие компании. Эти мелкие компании могут заниматься ледовой разведкой, опылением полей, бизнес-перевозками", - говорит пилот авиакомпании "Джеталлианс Восток" Михаил Марков.
В свою очередь авиаэксперт Роман Гусаров говорит еще об одном, возможном, развитии событий. Решение о ликвидации маленьких компаний, которые попросту будут не в состоянии выполнить требования Росавиации, приведет к росту цен на авиабилеты.
"В результате мы получим снижение конкурентной среды, монопольно или административно устанавливаемые цены на авиаперевозки, - говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. - К сожалению, ни к чему хорошему это в перспективе не приведет. А в случае, если шашкой будут махать радикально, то, возможно, встанет и авиасообщение в ряде регионов".
К слову, в США количество мелких авиакомпаний исчисляется тысячами. Там, так же как и у нас, крупные игроки рынка перевозят 80 процентов пассажиров, но оставшиеся 20 - дело как раз компаний маленьких. Как уверяют в российском Минтрансе, их никто трогать не собирается.
"В отношении авиакомпаний, которые занимаются региональными перевозками и перевозками на местных воздушных линиях на самолетах емкостью меньше 50 кресел, такие требования не распространяются - требования по минимальному количеству перевозок", - сообщил Валерий Окулов.
Как не распространяются они, по словам заместителя министра транспорта, и на чартерных перевозчиков. А это значит, что авиакомпания "Як-Сервис", чей самолет разбился в Ярославле, под усиление требований Росавиации, касающиеся минимального количества одинаковых самолетов в парке, не попадает.