Глава правительства опробовал новую модель народного автомобиля
На этой неделе глава правительства Владимир Путин принял участие в съезде Союза машиностроителей России и посетил крупнейший автозавод страны в Тольятти. Там премьеру продемонстрировали новую модель народного автомобиля и исключительную жизнеспособность самого "АвтоВАЗа" - предприятия, которое выжило в кризис благодаря протекционистским экстренным мерам правительства и вот теперь даже разработало новую машину, которую опробовал Владимир Путин.
Победитель конкурса на название новинки ВАЗа садится в призовую машину: свою "Ладу Калину" Павел Захаров не покупал. Он получил ее за то, что придумал имя для новинки "АвтоВАЗа" - "Лада Гранта".
Демонстрацию "Гранты" глава "АвтоВАЗа" Игорь Комаров начинает, пожалуй, с самой народной части автомобиля. На заводе проверяли: в багажник влезает четыре мешка картошки. Новую машину создавали два года. На базе "Лады Калины" и на замену "семерке" и серии "Самара". "Гранта" получилась новая снаружи, и новая внутри.
По замыслу создателей, "Лада Гранта" должна стать народным автомобилем. Народной его в первую очередь сделает цена. Ну, очень сложно конкурировать с автомобилем, который в базовой комплектации может стоить от 220 тысяч рублей.
На этой неделе новинку показали премьеру Владимиру Путину. Глава правительства сначала осмотрел машину снаружи. И только потом сел за руль. Но завести "Гранту" с первого раза не получилось. Почему так случилось, премьер объяснил после поездки. "Я не знал, что здесь так называемая электронная педаль акселератора, на нее не нужно давить, а я по привычке, давил на все", - рассказал премьер-министр.
Электронная педаль газа - для "АвтоВАЗа" новинка. И при запуске ее нажимать не нужно, как это делали на классических "Жигулях" с карбюратором. Владимиру Путину показали самый дешевый вариант "Лады Гранты", так называемый эконом-класс. Именно на эту модификацию при продажах, которые запланированы на декабрь 2011 года, завод и делает ставку. То, что этот проект удалось запустить, не последнюю роль сыграло государство. Ведь разработка машины началась именно в период кризиса. "В период кризиса мы многое сделали для предприятия, большие деньги сюда перечислили, за два года - 75 миллиардов, - сообщил Владимир Путин. - Уже вижу, что все это пошло на пользу; предприятие стабилизируется и имеет хорошие перспективы развития; люди ждут от вас, от нас, что будут новые модели, хорошие и по цене, и по качеству".
На "новые", по программе утилизации, за год с лишним ее существования пересели более 360 тысяч автомобилистов. В марте 2010 года эта программа была запущена и вызвала среди покупателей настоящий ажиотаж. Когда житель Рязани Андрей Васильевич Проскуриков узнал о программе утилизации, то сильно расстроился. Стать ее участником в 2010 году он никак не мог. Он рассказал, что лишь 25 апреля 2011 года его машине исполнилось 10 лет. Только в таком возрасте машину можно было поменять на новую и получить от государства скидку в размере 50 тысяч рублей. Ожидая юбилея свой "девятки", Андрей Проскуриков пропустил два срока программы, но попал в третий, который стартовал в марте 2011 года и продлится до 31 декабря.
На это "третье" продление государство выделило дополнительно еще 5 миллиардов рублей. И это не считая 20 миллиардов, которые были вложены ранее. В итоге такие затраты оправдали себя. Во многом именно благодаря этой программе "АвтоВАЗ" в два раза увеличил производство машин и в прошлом году даже продемонстрировал прибыль.
К таким же показателям сейчас идет и другой автогигант "ИжАвто". "С момента возобновления производства на Ижевском автомобильном заводе Объединенная автомобильная группа уже реализовала более 15 тысяч автомобилей, причем порядка 56% из них реализуется именно по программе утилизации", - рассказал заместитель директора по маркетингу ОАО "ИжАвто" Виктор Лошкарев
В последние два года государство оказывало поддержку не только автопрому. И на съезде машиностроителей, который прошел в том же "АвтоВАЗе", премьер в своем выступлении говорил, что деньги выделяли всем нуждающимся участникам отрасли. И такая программа поддержки в сотни миллиардов рублей - сейчас уже демонстрирует результат.
"Сегодня хорошие показатели роста демонстрирует не только автомобилестроение; за минувший год производство продукции увеличилось почти во всех секторах машиностроения и особенно - в тяжелом и энергетическом машиностроении; в целом рост производства в отрасли составил почти 25%", - сообщил глава правительства.
Чтобы увеличить этот рост, объяснил Владимир Путин, нужно развивать собственное производство. И изготавливать собственный продукт. А не заниматься сборкой чужого товара.
"Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка - от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции; мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке, и не в последнюю, а, может быть, в первую очередь необходимо это в машиностроительной отрасли, - заявил Владимир Путин. - Для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать кадровый потенциал, настраивать систему профессионального образования; надо увлечь молодежь идеей технического прорыва".
Идеей технического прорыва студенты Московского Автомобильно-дорожного университета увлечены последние 5 лет. В боксе вуза они создали свою "Формулу-гибрид". Небольшую машину, которая ездит и на бензине и на электричестве. Сейчас ребята создают второй экземпляр своего гибрида. Машину покажут на студенческих соревнованиях в Италии. Но победить на них лишь программа минимум. Главная задача - применить полученные знания в реальном производстве. А для реализации таких идей, объясняют ребята, просто завода недостаточно. По их словам, это должны быть инновационные предприятия, которых пока очень мало.
И на Съезде машиностроителей неоднократно подчеркивалось: для развития экономики страны с каждым годом количество инновационных предприятий должно только увеличиваться.