Д.Медведев: Продолжительность рабочей недели останется прежней
Увеличения рабочей недели в России, о котором говорили некоторые работодатели, не будет. Об этом Президент заявил на встрече с представителями профсоюзов. Там обсуждали и другие важные вопросы рынка труда – такие как борьба с задержками заработной платы, ее увеличение и трудовая миграция.
Дмитрий Медведев с представителями профсоюзных организаций встречается регулярно. Многие из обсуждаемых проблем знает лично. Вот и на сегодняшней встрече представитель приморских профсоюзов благодарил его за помощь.
В течение нескольких месяцев жители горняцкого поселка в прямом смысле слова питались, благодаря "подножному корму", в роли которого выступали целебные корни элеутерококка.
Владимир Ковалец, работник предприятия ООО "Русский Вольфрам": "В день можно 15 килограммов добыть, но непросто это, весь поселок же копает".
Арифметика простая: 14 рублей стоит килограмм корней. Если наберешь 15 килограммов, то прибыль — 210 рублей в день. Это считалось хорошим заработком для работников уникального предприятия по добыче вольфрама.
В цехах — сосульки и ржавчина, 300 человек уволены, "хозяев" предприятия, юридический адрес которых – Сейшельские острова, так никто и не нашел для вчинения им иска по уголовному делу за многомесячную невыплату зарплаты.
После завершения экономического кризиса таких случаев стало меньше, но они все еще есть. И профсоюзные лидеры предлагают как можно жестче относиться к тем, кто заставляет население целых населенных пунктов питаться "подножным кормом".
Михаил Шмаков, глава ФНПР: "Может, невыплату зарплаты сделать одним из оснований для банкротства?"
Социальный мир и спокойствие необходимы стране вообще и тем, кто занимается бизнесом, в частности, иначе никакого бизнеса просто не будет, заметил на это Президент. В крайних случаях приходится вмешиваться лично, но и на уровне правительства делается многое. Скажем, во время кризиса социальные программы не только не сворачивались, а наоборот, стали более масштабными. И неплохой в целом рост экономики страны — одно из последствий в том числе и этих социальных программ.
Дмитрий Медведев: "Несмотря на очень непростую ситуацию, государство все свои обязательства исполнило. Реально было трудно, и мне приходилось в какой-то момент всех удерживать от желания перекроить позиции по социальным обязательствам всех, кто отвечает за финансы. Нам удалось смягчить последствия экономического кризиса, что особенно важно – минимизировать рост безработицы, а в этом году и снизить ее. Это самый благоприятный результат в этом году, и это стабильность в государстве. Реальные доходы по 2010 году вырастут на 5%. Снизилось число безработных на 2 миллиона человек. Тем не менее ситуация на рынке труда напряженная, вы ее контролируйте, и правительство тоже".
Еще одна озабоченность профсоюзов:
Михаил Шмаков, глава ФНПР: "Нас беспокоят инициативы от РСПП по изменен Трудового кодекса по введению 60-часовой рабочей недели. Все оговорки о согласии работника (не согласен – тебя не берут, а если согласен, что не 8, а 12 часов в день работаешь – то пожалуйста), у нас сверхурочная предусмотрена — оплата выше. Но не хотят вдвое платить, экономят на работнике, но не экономят на собственных доходах собственники и акционеры компаний".
На это Президент ответил коротко, но вполне исчерпывающе.
Дмитрий Медведев: "Идеи перехода на более длительную трудовую неделю в условиях России, которая является современным государством, невозможно".
Трудовая миграция тоже очень беспокоит профсоюзные организации. Собственно, она беспокоит практически всех, кто наблюдает возле строительных рынков группы молодых людей — нелегальных мигрантов, готовых взяться выполнять едва ли не любую работу. Иногда предприниматели "оптимизируют" свой бизнес именно таким образом.
Михаил Шмаков, глава ФНПР: "В Нижегородской области судостроительный завод уволил 300 человек, нанял китайцев, и они поехали за 120 километров искать работу на Нижнем. Зарплата была одинаковой, но китайцы работали с одним выходным 12 часов в день и жили там же, на заводе, а наши граждане требовали выполнения трудового законодательства".
В этой конкретной ситуации рабочим помогло вмешательство Рострудинспекции. Но примеры такого "ведения бизнеса", уверен Дмитрий Медведев, должны стать публичными. Профсоюзы в состоянии отстаивать свои права.
Дмитрий Медведев: "Вместе с региональными властями профсоюзы должны добиваться, чтобы привлечение иностранных работников шло не в ущерб нашим работникам, чтобы они шли в свою нишу, свой кластер, который нашими не очень востребован, чтобы не создавался нелегальный и невольничий труд".
Есть и совсем другие примеры — трудовые мигранты сейчас очень востребованы в России.
Дмитрий Медведев: "У России есть потребность на этот момент в 2 миллионах человек трудовых мигрантов. Есть такие виды работ, которые вообще нашими гражданами не выполняются, и дело не только в томЮ что на рынке формируются заведомо искривленные формы оплаты труда, но и потому что эти работы относятся к непрестижным".
Низкая заработная плата остается серьезной проблемой. Если по ценам на продукты и товары в крупных городах Россия сравнялась со многими европейскими странами, то зарплата отстает от европейской иногда в 4-5 раз. Увеличение доходов россиян, пусть и не быстрое, скорее — плавное, чтобы не создавать перекосов в экономике, остается главным приоритетом для страны, сказал Дмитрий Медведев.
Дмитрий Медведев: "У нас действительно низкий уровень зарплаты. Тот, кто говорит иное, тот принимает желаемое за действительное. Наша зарплата – не от зарплаты в государствах СНГ или стран Восточной Европы, а от потребительной корзины. Когда мы увеличиваем зарплату, мы это делаем намеренно".
Еще одна особенность, на которую необходимо обращать внимание — отсутствие на рынке труда достаточного количества высококвалифицированных рабочих. Отчасти поможет решить эту проблему Единое экономическое пространство, которое формируется с участием России, Казахстана и Белоруссии. Но принципиально важно вместе с профсоюзами заниматься средним и специальным профессиональным образованием — экономистов и юристов в стране пруд пруди, а у станка работать зачастую некому.
Модернизация экономики возможна только при наличии высококвалифицированных рабочих и государство делает ставку на их подготовку.
Дмитрий Медведев: "Существует достаточно расхожее мнение о том, что всякая модернизация сводится к уменьшению количества рабочих мест. В наших условиях это было бы абсолютно неверным. И не потому, что модернизация не предполагает высвобождения работников. Нет, она, конечно, в ряде случаев прямо это предполагает. Но наша-то задача и заключается именно в том, чтобы создавать новые, другие современные рабочие места, а не просто в том, чтобы отрезать какие-то неэффективные рабочие места. Поэтому целью модернизации должно быть создание новых рабочих мест. Ну и соответственно, повышение заработной платы, качества жизни людей, общее улучшение социальных стандартов в стране".