Объявлено решение правительственной комиссии по скоростной дороге Москва — Петербург
Трасса Москва — Петербург пройдет через Химкинский лес. Правительственная комиссия вынесла решение по вопросу, который несколько месяцев рассматривали специалисты, экологи, представители общественности. Дорогу проложат по ранее запланированному маршруту, и вместо каждого вырубленного гектара леса посадят 5 новых.
На месте вырубки, которая сейчас покрыта снегом, в ближайшее время вновь должна появиться тяжелая техника, и работы по строительству дороги будут продолжены. Таким было решение правительственной комиссии по транспорту и связи, которая сегодня, на основании оценок экспертов сделала вывод: участок трассы Москва-Санкт-Петербург в обход Химок пройдет по тому маршруту, который строители уже начали воплощать в жизнь. Появилось, однако, и принципиальное отличие от первоначального проекта: меры экологической защиты пересмотрены кардинально:
Сергей Иванов, заместитель председателя правительства РФ: "Сегодня комиссия практически единогласно приняла решение выделить на ликвидацию экологического ущерба 4 миллиарда. Вместо 100 гектаров вырубаемых лесонасаждений новые лесопосадки будут осуществлены на площади в 500 гектаров. На протяжении того участка дороги, который идет через Химкинский лес и составляет по длине 8 километров, не будет никакого строительства придорожной инфраструктуры".
Общественное обсуждение альтернативных вариантов, которое продолжалась с 26 августа, когда Президент приостановил строительство трассы, завершающим этапом как раз и имело сегодняшнюю совместную работу министров, экологов и представителей общественности. До этого Общественная палата активно работала, изучая мнение жителей Химок и близлежащих населенных пунктов.
Например, люди живущие в Молжаниново, где, согласно альтернативному проекту, предполагалось снести жилые дома, очень просили не делать этого.
Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов: "Очень многие граждане обращались к нам, чтобы не сносили их дома, в которых они проживают".
Часть противников строительства, ранее активно митинговавших и устраивавших акции протеста, принятым решением недовольны. Евгению Чирикову, например, не убедили доводы экспертов, против их мнения у нее есть мнения других экспертов. Что называется, "слово против слова".
Евгения Чирикова, руководитель движения "В защиту Химкинского леса": "Выбранный вариант прокладки трассы отличается от молжаниновского тем, что выбранный вариант уничтожает весь Химкинский лесопарк неминуемо в первые годы эксплуатации трассы. Второй же вариант, так называемый молжаниновский, уничтожает часть лесопарка, примерно треть. Тоже не является панацеей. С нашей точки зрения, выбирать надо вариант прокладки трассы, которая идет в обход Химкинского лесопарка".
Варианты "в обход", по словам Сергея Иванова, относятся к области футурологии, а не к реальности. А в реальности, уверен вице-премьер, ущерб экологии будет минимальным:
Сергей Иванов, заместитель председателя правительства РФ: "Там не будет ни заправок, ни магазинов, ничего, связанного с возможной вырубкой леса на большую площадь или территорию. То есть только дорога, прямой, как тоннель, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжении 8 километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции возможной представителей животного мира".
Многих участников дискуссий удалось убедить в том что компенсационные меры будут достаточными для экологии. Владислав Гриб, например, живет в 500 метрах от дороги — из всего состава Общественной палаты он в физическом смысле слова ближе всех к проблеме.
Владислав Гриб, член ОП РФ: "Все-таки наша борьба, наша позиция, наши усилия даром не прошли. Многие наши пожелания по этому варианту были учтены. Теперь задача проконтролировать реализацию тех обязательств, которые взяли на себя инвесторы и правительство. И будет создана рабочая группа в Общественной палате с участием общественных экологических организаций, жителей Химок, всех заинтересованных сторон для контроля за выполнением данных обязательств".
Эксперты говорят и о важных последствиях для общественного мнения.
Валерий Фадеев, член ОП РФ: "Означает ли это, что претензии активистов, так называемых "Защитников Химкинского леса", отброшены? Ни в коем случае. Было проведено еще раз глубокое общественное обсуждение этой проблемы. Было осознано, что эта трасса сегодня является оптимальной с точки зрения последствий, в том числе и экологических, последствий экономических, с точки зрения переселения возможного людей. А в этом случае переселять людей не придется. Некоторые активисты говорят, что будут идти до конца и что устроят скандал. На мой взгляд, это очень безответственная позиция, потому что, конечно, права и интересы меньшинства должны учитываться, но меньшинство не должно шантажировать общество, не должно быть абсолютно бескомпромиссным".
Участок трассы в обход Химок теперь должен быть построен к началу 2014 года. Ситуация на отрезке Ленинградского шоссе, проходящем через Химки, большую часть суток буквально блокированном пробками, кардинально изменится.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Мы планируем часть существующего Ленинградского шоссе передать под общественный транспорт для того, чтобы жители Химок имели скоростное сообщение".
Подготовленный правительственной комиссией доклад уже был отправлен Дмитрию Медведеву. Наталья Тимакова, пресс-секретарь Президента, сообщила журналистам его мнение: диалог с общественностью в таких вопросах принципиально важен, до открытого конфликта ситуацию доводить нельзя, власти должны извлечь урок из истории с трассой через Химкинский лес: "Президент считает, что любые проекты, затрагивающие интересы граждан, экологию, должны обязательно быть предметом диалога власти, бизнеса, гражданского общества. Это важный сигнал, который дан властям и бизнесу. Дополнительные слушания, которые были проведены после его поручения, позволил существенно усилить компенсационные меры. Президент надеется, что они минимизируют ущерб, который был нанесен".
Кстати, в ближайших задачах Министерства природных ресурсов очистить Химкинский лес более чем от 50 несанкционированных свалок мусора. После этого лесу придадут статус особо охраняемой природной территории регионального значения.
Случившееся — важный прецедент, заявил сегодня помощник Президента Аркадий Дворкович. Дело в том, что сейчас осуществляются или проектируются еще несколько масштабных проектов, например, дорога до подмосковного Жуковского. И сталкиваться с подобными трудностями просто недопустимо, нужно "иметь нормативную базу, которая регламентировала бы, а не оставляла чиновникам на откуп принимать то или иное решение". Такая нормативная база будет создана.