При строительстве трассы Москва — Санкт-Петербург будут приняты максимальные меры экозащиты
Правительственная комиссия остановилась на первоначальном маршруте трассы Москва — Санкт-Петербург. Она пройдет через Химкинский лес. Об этом заявил после заседания вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, решено компенсировать вырубку 100 гектаров леса по маршруту трассы посадками деревьев на площади в пятьсот гектаров. Кроме того, на этом участке трассы не будут возводиться автозаправочные станции и другие объекты сервиса.
На месте вырубки, которая сейчас покрыта снегом, в ближайшее время вновь должна появится тяжелая техника, и работы по строительству дороги будут продолжены. Таким было решение правительственной комиссии по транспорту и связи, которая сегодня, на основании оценок экспертов сделала вывод: участок трассы Москва-Санкт-Петербург в обход Химок пройдет по тому маршруту, который строители уже начали воплощать в жизнь. Появилось, однако, и принципиальное отличие от первоначального проекта: меры экологической защиты пересмотрены кардинально:
Сергей Иванов: "Сегодня комиссия практически единогласно приняла решение выделить на ликвидацию экологического ущерба 4 миллиарда. Вместо 100 гектаров вырубаемых лесонасаждений новые лесопосадки будут осуществлены на площади в 500 гектаров. На протяжении того участка дороги, который идет через Химкинский лес и составляет по длине 8 километров, не будет никакого строительства придорожной инфраструктуры. То есть там не будет ни заправок, ни магазинов, ничего, связанного с возможной вырубкой леса на большую площадь или территорию. То есть только дорога, прямой, как тоннель, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжении 8 километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции возможной представителей животного мира".
Общественное обсуждение альтернативных вариантов, которое продолжалась с 26 августа, когда Президент приостановил строительство трассы, завершающим этапом как раз и имело сегодняшнюю совместную работу министров, экологов и представителей общественности. До этого Общественная палата активно работала, изучая мнение жителей Химок и близлежащих населенных пунктов.
Например, люди живущие в Молжаниново, где, согласно альтернативному проекту, предполагалось снести жилые дома, очень просили не делать этого.
Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов: "Очень многие граждане обращались к нам, чтобы не сносили их дома, в которых они проживают".
Часть противников строительства, ранее активно митинговавших и устраивавших акции протеста, принятым решением недовольны. Но многих удалось убедить в том, что компенсационные меры будут достаточными для экологии. Владислав Гриб, например, живет в 500 метрах от дороги — из всего состава Общественной палаты он в физическом смысле слова ближе всех к проблеме.
Владислав Гриб, член ОП РФ: "Все-таки наша борьба, наша позиция, наши усилия даром не прошли. Многие наши пожелания по этому варианту были учтены. Теперь задача проконтролировать реализацию тех обязательств, которые взяли на себя инвесторы и правительство. И будет создана рабочая группа в Общественной палате с участием общественных экологических организаций, жителей Химок, всех заинтересованных сторон для контроля за выполнением данных обязательств".
Участок трассы в обход Химок теперь должен быть построен к началу 2014 года. Ситуация на отрезке Ленинградского шоссе, проходящем через Химки, большую часть суток буквально блокированном пробками, кардинально изменится.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Мы планируем часть существующего Ленинградского шоссе передать под общественный транспорт для того, чтобы жители Химок имели скоростное сообщение".
Подготовленный правительственной комиссией доклад уже был отправлен Дмитрию Медведеву. Наталья Тимакова, пресс-секретарь Президента, сообщила журналистам его мнение: диалог с общественностью в таких вопросах принципиально важен, до открытого конфликта ситуацию доводить нельзя, власти должны извлечь урок из истории с трассой через Химкинский лес: "Президент считает, что любые проекты, затрагивающие интересы граждан, экологию, должны обязательно быть предметом диалога власти, бизнеса, гражданского общества. Это важный сигнал, который дан властям и бизнесу. Дополнительные слушания, которые были проведены после его поручения позволил существенно усилить компенсационные меры/ Президент надеется, что они минимизируют ущерб, который был нанесен".
Кстати, в ближайших задачах Министерства природных ресурсов — очистить Химкинский лес более чем от 50 несанкционированных свалок мусора. После этого лесу придадут статус особо охраняемой природной территории регионального значения.