Трасса Чита-Хабаровск готова, на очереди — переезд из бараков БАМа
Дороги и ветхое жилье. Две темы, под знаком которых в августе прошла поездка Владимира Путина на Дальний Восток, и которые актуальны для всей России, сегодня получили новое развитие. Федеральная трасса Чита-Хабаровск, которую строили более 30 лет, полностью готова. На очереди – решение проблем еще одной стройки XX – расселение аварийных домов вдоль Байкало-Амурской магистрали.
Возле огромного бетонного блина, стоящего на столбиках, отдаленно напоминающих античные, мальчишки из города Тында в свободное от учебы время играют "в Древнюю Грецию". Губернатор Амурской области, спустившийся в черный проем фундамента не построенного здания, тоже ощутил себя Тесеем, побывавшим в Лабиринте Минотавра — только надписи, сказал, здесь не на древнегреческом. Ну а спускался Олег Кожемяко с одной-единственной целью — узнать, насколько надежен фундамент, можно ли построить на нем жилые дома.
Инспекция тындинского недостроя проводилась, потому что нужно было доложить правительству — можно ли исправить ситуацию с жильем в городе, который считается своего рода административным центром всей Байкало-Амурской магистрали — практически ее столицей. Только живут там совсем не по-столичному.
Олег Кожемяко, губернатор Амурской области: "Проваливаются полы, течет крыша, не работает канализация. 30 лет люди в очень сложных условиях".
Общаясь с тындинцами при помощи видео-моста, премьер сказал, что знает об этой проблеме.
Владимир Путин: "Самая острая ситуация сложилась в городе Тында. В неприемлемых условиях проживает 6,6 тысяч человек при общей численности города 38 тысяч. На примере Тынды надо отработать схему восстановление городов вдоль БАМа".
Со времен распада Советского Союза в Тынде не делали капитального ремонта многоквартирных домов, а многие из тех, кто приехал сюда еще по "комсомольской путевке" и поселился в вагончиках, называемых "времянками" или "бытовками", потеряли, как сами говорят, ориентацию во времени. "Временные бытовые трудности" стали постоянными, буквальной иллюстрацией к поговорке "с милым рай и в шалаше".
Во время недавней поездки Путина по Восточной Сибири и Дальнему Востоку премьер увидел своими глазами, в каких условиях живут семьи. Оказалось, что программа капитального ремонта и переселения из ветхого жилья нормально работает далеко не везде.
Владимир Путин (г. Петропавловск-Камчатский, август 2010 г.): "Таких общежитий у нас сотни и тысячи. Руководители регионов услышат меня — ссылки на отсутствие денег не обоснованны — деньги и в стране, и в регионах есть. Займитесь прежде всего расселением таких вот трущоб".
За 3 года, пока существует Фонд жилищно-коммунального хозяйства, в стране переселили в новое жилье 210 тысяч человек, а с помощью ремонта улучшили условия жизни у 11 миллионов человек. Но именно в премьерской поездке в восточные регионы страны выяснилось, что есть группа людей, которые якобы претендовать на лучшее не могут.
Владимир Путин: "Мы обязаны полностью решить эту проблему и полностью, вообще, и для жителей города Тында в частности. Ликвидировать бараки, модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство, социальные объекты этого города. Построить новые благоустроенные жилые кварталы, и считаю, что всю эту работу можно будет провести и завершить в течение 4 лет. Естественно те, кто хочет переехать в другие города региона, в первую очередь это касается пенсионеров, должны такую возможность получить. По оценкам для комплексного решения проблемы с аварийным жильем в Тынде потребуется в общей сложности 6,4 миллиарда рублей. И мы эти деньги найдем".
Сходные проблемы есть у жителей 6 регионов. И решать их начнут, как сказал премьер, прямо с 1 января 2011 года — когда местные власти представят точные списки нуждающихся, деньги на строительство будут перечислены.
Еще один видео-мост связал Путина с Хабаровском. Там, правда, повод для общения был хорошим, атмосфера в городе царила праздничная.
Министр транспорта сообщил Премьеру новость о трассе Чита-Хабаровск, по которой тот сам ездил за рулем желтой "Калины".
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Люди действительно хотели выполнить то поручение, которое вы давали до 1 октября завершить. Больше на трассе нет грунтовых разрывов. Она вся в асфальтобетонном покрытии".
Владимир Путин: "Спасибо. Действительно, та часть трассы, которую мы строили в последние 5 лет, она выглядит современно и является современной трассой"
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Владимир Владимирович, разрешите, здесь рядом находился "Лада-Калина", которая во время вашего пробега участвовала в этом мероприятии, и по решению трудовых коллективов, если вы не будете возражать, мы хотели бы эту машину передать Трушину Олегу Владимировичу, который более 15 лет работает на этой трассе.
Владимир Путин: "Пожалуйста. Олег Владимирович, я вас поздравляю. Желаю всего самого доброго. Это резервная машина, которая шла за нами в ходе этой поездки. Позволю себе поправить Игоря Евгеньевича, это все-таки был не автопробег, а инспекционная поездка скорее, рабочая поездка. Но в любом случае машина выдержала это испытание. Могу засвидетельствовать, что это хорошая техника и желаю вам всего самого доброго. Спасибо вам большое".
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Передаю ключи Олегу Владимировичу".
Праздник в Хабаровске продолжался еще несколько часов, его центром стал указатель "нулевого километра". Расстояния до Читы и до Варшавы, указанные на нем в километрах, имеют теперь сугубо практический — "автомобильный" смысл.
Дробильщик дробильной установки Олег Трушин, признанный лучшим строителем трассы, уехал на желтой "Калине" и пообещал проделать тот же самый путь, который проделал на такой же машине премьер-министр.
Сама же дорога Чита-Хабаровск обещает стать весьма востребованной. Области, по которым она прошла, теперь уж точно нельзя будет назвать "медвежьим углом России": ею связаны крупные города и небольшие таежные поселки. А еще рядом – строящиеся гидроэлектростанции, нефтепровод "Восточная Сибирь — Тихий океан", БАМ, который требует расширения. Объем перевозок растет, а также в скором будущем появится и космодром "Восточный". Сейчас на месте будущего стартового стола установлен шест, который называют "нулевой точкой космодрома", а уже на 2018 год отсюда запланированы пилотируемые запуски.