Владимир Путин в ходе поездки по Дальнему Востоку запустил нефтепровод и проверил дороги
Россия завершила строительство участка нефтепровода до границы с Китаем, и сегодня там началось заполнение трубы. В церемонии в Амурской области участвовал премьер Владимир Путин. Он также встретился со строителями трассы Хабаровск - Чита, которую лично инспектирует в ходе нынешней поездки по Дальнему Востоку.
Идея проекта, по которому часть нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири, пошла бы не только к Тихому океану, но и напрямую в Китай, родилась еще шесть лет назад во время одного из московских визитов председателя КНР Ху Цзиньтао. Когда все вопросы были согласованы, началось строительство сразу с двух сторон.
Нефтеперекачивающая станция № 21 - последняя на российской территории. В Сковородино нефтяная труба уходит под землю, чтобы выйти наружу через 64 километра на такой же нефтеперекачивающей станции, но уже китайской.
С весны прошлого года российские строители успели уложить 63 километра труб. Китайская часть от города Дацин до станции Мохе на российско-китайской границе, куда протяженней - 930 километров. Но и там финиш близок. Еще месяц и ветки, идущие с двух сторон, соединятся.
А пока премьер-министр Владимир Путин открывает задвижку, и нефть, которую здесь называют технологической, заполняет последние метры российской части трубопровода. Эта процедура необходима для тестирования работы всех систем перед тем, как трубопровод выйдет на полную мощность.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "В Азиатско-Тихоокеанский регион мы пока поставляем небольшое количество нефти. С пуском участка ВСТО - Восточной трубопроводной системы - к берегу Тихого океана, который идет, в конечном итоге, с пуском этого участка будем поставлять 30 миллионов. А при расширении ВСТО - до 50 миллионов. Это уже заметная конкуренция европейскому маршруту.
Осуществление этого проекта - это важная работа и для наших китайских друзей, и для России. Для Китая это стабилизация в поставках, в энергобалансе. Для нас это выход на новые перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, и в данном случае, на очень перспективный и активно развивающийся рынок Китайской Народной Республики".
Новый нефтепровод не просто обеспечит Китай российскими энергоносителями. Это многоплановый проект, который укрепит взаимодействие двух стран в сфере энергетики.
Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ: "Сейчас мы ведем переговоры об участии российских компаний в строительстве НПЗ в районе города Таньцзынь, а также в развитии сети нефтепродуктов обеспечения. Обсуждаем вопрос строительства пятисот АЗС на территории Китая".
Трасса "Амур", дорога из Хабаровска в Читу. Сегодня премьер встретился с ее строителями. Они заканчивают укладку асфальта на границе между Амурской областью и Забайкальем. Еще два года назад в этом месте дороги, по сути, не было, а сейчас строители спрашивают: работу скоро закончим, что дальше?
Владимир Путин: "Я не знаю, мне кажется, что дорожники в России вообще никогда не останутся без работы".
Трасса Чита - Хабаровск, на которой и состоялся этот разговор - часть огромной самой протяженной в мире дороги, соединяющей запад и восток России. Магистраль эта - мечта десятилетий. Ее пытались строить сорок лет, и сейчас мечта близка к осуществлению. Денег на окончание стройки государство жалеть не намерено.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "На дороги, на реконструкцию оставшегося нереконструированного участка от Хабаровска до Сковородино постепенно, где-то по три миллиарда мы будем выделять для того, чтобы там работать. Потом от Хабаровска до Владивостока - 18 с лишним миллиардов. От развязок отсюда по трассе "Лена" до Якутска - пять с лишним миллиардов рублей".
Построить мало, надо еще сохранить. Чтобы трасса спустя несколько лет не стала снова непроходимой, контролировать качество работы и обслуживать дорогу будут сами же строители.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Кто строит, тот и обслуживает. Мы стараемся сейчас внедрять так называемые договоры полного цикла. То есть, если какая-то компания взялась строить дорогу, она изначально с первых шагов подписывает с нами контракт о том, что она в течение 10-15 или 20 лет будет дальше ее содержать. Мы из чего исходим? Из того, что если компания строит, но должна будет и содержать, то строить будет прилично, иначе потом больше истратит денег на содержание".
Собеседники премьера успевают задать вопросы и о ценах на бензин, которые осенью стали расти. И премьер лично познакомился с этой с проблемой на первой же заправке на трассе "Амур".
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Я считаю, что у нас вообще слишком высокие цены на бензин, вообще в России, и в западной части, и в восточной. Не знаю, вы замечаете или нет, но мы пытаемся бороться как-то с нашими основными компаниями, особенно в период, скажем, весенних, осенних полевых работ. Там сразу все ползет наверх. В период посевной кампании в последние годы нам удается хотя бы это сдерживать.
Вообще, я считаю, что надо сдерживать это, вроде по расчетам все правильно, но мне кажется, цены слишком высокие. Надо посмотреть внимательнее на эти расчеты".
Спросили дорожники и о взлетевших ценах на продукты. Засуха и неурожай в стране – ни при чем, считает Владимир Путин.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Люди хотят примазаться к этой проблеме, и это связано не с естественной инфляцией в экономике, а со спекулятивными сделками и со всякого рода жульничествами. Цены на хлеб, на муку, и на гречку... В этом случае, так же, как и в предыдущем, Генеральная прокуратура в порядке общего надзора и Федеральная антимонопольная служба должны внимательным образом следить за происходящими процессами".
Удивительно, но строители дороги, в большинстве своем – автомобилисты, просят, чтобы на трассе Чита - Хабаровск было больше постов ДПС. Слишком много случаев нападений на водителей. Среди дальнобойщиков даже появился рассказ о неких аферистах, которые пытаются собирать деньги за проезд по отремонтированной новенькой дороге.
Другой вопрос, на который премьер, похоже, устал отвечать за эти дни - про средство его передвижения по Дальнему Востоку, "Ладу-Калину". Автолюбители интересуются, не по спецзаказу ли собирали для премьера автомобиль.
Раскрыл Премьер и секрет, откуда у него такой запас наручных часов в командировках. Пару подарил, еще одни недавно залили в бетон "на счастье" на Нижне-Бурейской ГЭС.
Премьер со смехом признался, что собственные часы давно закончились.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Местные дали часы специально, чтобы бросить. Я говорю, знаете что, я свои часы больше бросать не буду, они говорят, мы вам свои дадим. Ну, свои давайте, брошу с удовольствием".
Перед тем, как попрощаться с дорожниками, премьер сказал им, что уже с 2012 года государство планирует значительно увеличить расходы на дорожное строительство.