Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 августа 2010, 21:22

Россия заново открывает Северный морской путь

Гигантский танкер "Балтика" с грузом топлива для Азии выступил в роли первопроходца. Маршрут ему прокладывали ледоколы. И сейчас это путешествие вышло на заключительный этап. От успеха рейса зависит очень многое.

Льдов с каждым днем встречается все меньше. Ледоколы провели танкер-гигант до чистой воды. Теперь самое главное - преодолеть мелководья. Идти часто приходится по так называемым "белым пятнам".

Общая масса танкера "Балтика" - 100 тысяч тонн. Сложно даже назвать это кораблем, скорее, небольшой плавучий город. Он везет в Китай груз газоконденсата, добытого на Ямале. Обычно такие перевозки осуществляются через Средиземное море и Суэцкий канал. Нынешний рейс экспериментальный.

Традиционный путь из Мурманска, скажем, в Иокогаму через Суэцкий канал, составляет почти 13 тысяч морских миль, это примерно 40 дней пути. Альтернатива - Северный морской путь - менее 6 тысяч морских миль. На тот же рейс уходит в среднем 20 дней. Явная экономия времени и денег.

Несмотря на такую, казалось бы, очевидную выгоду, все последние годы велись споры об эффективности Северного морского пути.

Николай Адамович, заместитель начальника высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ: "На сегодня Северный морской путь сам себя не окупает, потому что объемов перевозок мало. И, по данным Института морского флота, объем грузоперевозок должен составлять около 15 миллионов тонн, чтобы трасса была самоокупаемой, эффективной и выгодной.

Когда-то по Северному морскому пути перевозилось до 7 млн тонн груза ежегодно. Сейчас меньше двух. Рейс крупнотоннажного танкера по арктическим водам показал: увеличивать объем груза можно и нужно.

Северный морской путь прокладывают заново. Возвращение промышленной навигации в эти широты - серьезная заявка на новый этап освоения Арктики.

В Советском Союзе оно считалось одним из стратегических направлений. Советское правительство первым в мире начало строительство ледокольного флота. И поныне ни одна страна, кроме России, такого флота не имеет. После развала Советского Союза поселки на Севере опустели, а мощные атомные ледоколы, перейдя на коммерческие рельсы, едва сводили концы с концами.

Положение стало выправляться только теперь, когда в этих широтах появились крупнотоннажные суда. Для них тарифы на услуги атомных ледоколов уже не так накладны.

Николай Монько, начальник отдела ледокольного обеспечения и гидрографии Федерального агентство морского и речного транспорта: "Я думаю, по итогам этого экспериментального рейса будет проведен соответствующий анализ и установлены такие тарифы на услуги ледокольного флота, которые позволят крупнотоннажным танкерам с выгодой для себя идти Северным морским путем".

Вторая жизнь Северного морского пути может стать одним из самых масштабных транспортных проектов последних десятилетий. В перспективе это даст возможность не только проводить транзитом грузы из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и обновить инфраструктуру здесь.

Александр Юлин, заведующий лабораторией долгосрочных ледовых прогнозов Арктического и Антарктического НИИ: "Это порты, это новые рабочие места, это развитие флота, наконец. Эта цепочка тянет за собой развитие целого ряда отраслей. На Север выходят основные очень мощные сибирские реки, которые, как ниточки позволят развозит грузы в Западную Сибирь, Восточную Сибирь, в Якутию и на Чукотку. И реки очень длинные. Если посмотреть на географический атлас, они чуть ли не до южной границы России тянутся".

Первые шаги к этому уже делаются. Некоторые нефте- и газодобывающие компании из тех, что работают на Севере, уже имеют собственный флот, в том числе и ледокольный.

Николай Бабич, начальник штаба морских операций ФГУП "Атомфлот": "Мы, наверное, будем идти по пути создания судов активного ледового плавания, которые могут идти во льду самостоятельно".

Не за горами и крупномасштабное освоение шельфовых месторождений. Нефтеналивные платформы могут стать не просто промышленными площадками. На них можно расположить метео- и гидрологические станции, службы спасения и средства связи, которые обязательно понадобятся при прокладке будущих высокоширотных морских магистралей.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей