Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 августа 2010, 09:01

Атомные ледоколы заново осваивают Северный морской путь

Северной морской путь, способный стать одним из самых масштабных транспортных проектов последнего времени, вновь оживает. На заключительный этап экспериментального рейса вышел огромный танкер "Балтика", везущий в сопровождении ледоколов партию нефтепродуктов из Мурманска в Китай. Продвигается он с двухдневным опережением графика, при том, что путь по этому маршруту и без того вдвое короче традиционного, идущего в обход - через Средиземное море.

Это называется "ледокольная проводка". Два атомных ледокола расчищают танкеру-гиганту дорогу на сложных участках. Позади самое трудное: Таймыр, Карское море, Новосибирские острова. И все же напряжение чувствуется, когда оказываешься на мостике ледокола "50 лет Победы". Штурманы сосредоточенно изучают поступающие данные ледовой обстановки. Ни у одного экипажа в мире пока нет опыта проводки сквозь льды танкеров такого размера.

Валентин Победянц, капитан атомного ледокола "50 лет Победы": "Надо сделать промеры по трассе уже не те традиционные рекомендованные курсы, а для маломерных судов".

Маломерными Валентин называет суда массой 20 тысяч тонн. Крупнее Северный Ледовитый океан пока не видел. Общая масса танкера "Балтика" - 100 тысяч тонн. Сложно даже назвать это кораблем, скорее, небольшой плавучий город. Он везет в Китай груз газоконденсата, добытого на Ямале. Обычно такие перевозки осуществляются через Средиземное море и Суэцкий канал. Нынешний рейс экспериментальный.

Александр Никифоров, капитан танкера "Балтика": "Почувствовать, как такое судно будет себя вести, набрать какой-то опыт на будущее, для будущих проводок".

Традиционный путь из Мурманска, скажем, в Йокогаму через Суэцкий канал, составляет почти 13 тысяч морских миль, это примерно 40 дней пути. Альтернатива - Северный морской путь: менее 6 тысяч морских миль. На тот же рейс уходит в среднем 20 дней. Явная экономия времени и денег.

Когда-то по Северному морскому пути перевозилось до 7 млн тонн груза ежегодно. Сейчас меньше двух. Единственный в мире ледокольный флот, перейдя на коммерческие рельсы, едва сводил концы с концами. Положение стало выправляться, только когда в этих широтах появились крупнотоннажные суда. Для них тарифы на услуги атомных ледоколов уже не так накладны.

Николай Монько, начальник отдела ледокольного обеспечения и гидрографии Федерального агентство морского и речного транспорта: "По итогам этого экспериментального рейса будет проведен соответствующий анализ и установлены такие тарифы на услуги ледокольного флота, которые позволят крупнотоннажным танкерам с выгодой для себя идти северным морским путем".

Вторая жизнь Северного морского пути может стать одним из самых масштабных транспортных проектов последних десятилетий. В перспективе это даст возможность не только проводить транзитом грузы из Европы в страны АТР, но и обновить инфраструктуру здесь. Нет сомнений, что Северный морской путь - это ключ к новому витку освоения Севера.

Некоторые нефте- и газодобывающие компании из тех, что работают на Севере, уже имеют собственный флот, в том числе и ледокольный. Кроме того, меняется тактика плавания в этих водах.

Николай Бабич, начальник штаба морских операций ФГУП "Атомфлот": "Мы, наверное, будем идти по пути создания судов активного ледового плавания, которые могут идти во льду самостоятельно".

Не за горами и крупномасштабное освоение шельфовых месторождений. А после того, как маршруты для крупнотоннажных судов будут окончательно проложены и изучены, Северный морской путь сможет стать основным путем доставки топлива на развивающиеся азиатские рынки.

Читайте также: