Как и за сколько в России строят дороги?
В России будет создан государственный дорожный фонд. А тех, кто построил трассу, обяжут в течение ближайших лет следить за ее эксплуатацией и ремонтом. О том, что поменяется и что уже изменилось в отрасли, которую привыкли называть вечной российской проблемой, говорили на совещании в правительстве.
Когда тепло и нет дождей, для дорожников наступает страда. На просторы Родины выходят катки-асфальтоукладчики. С этим конкретным катком повезло жителям города Ефремов, но есть хорошие новости и для всех остальных - в стране возобновляется масштабное строительство автодорог. Так что если увидите перед собой каток, то имейте в виду - это к удаче.
Сергей Бондарев в детстве хотел быть не космонавтом, а водителем дорожного катка. На худой конец, управлять танком. Жизнь внесла коррективы: теперь он грейдерист, то есть водитель грейдера - машины, предназначенной для точного выравнивания грунта под автомобильные трассы.
Сергей Бондарев, дорожный строитель: "Мастер задает проектную высоту, и он привязан к местности и от этой местности он сам начинает работу".
Грейдерист Бондарев не чувствует себя мелкой песчинкой - на работе он на прямой связи с космосом: его огромная машина движется по заданной компьютером программе, а точность движений ножа-отвала контролируется при помощи системы космической навигации ГЛОНАСС. От строит трассу М-4, "Дон", которая соединит столицу с югом страны, а современные технологии позволяют ему думать и о вечном - уж что-что, а дороги строить в России будут всегда, уверен грейдерист. Такая же точка зрения звучала и на совещании в правительстве.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Уважаемые коллеги, поговорим об одной из вечных проблем России - проблеме строительства и содержания автомобильных дорог".
Мировой экономический кризис сказался на "дорожных программах" правительства.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Сегодня гораздо больше можно говорить не об успехах, а о проблемах в этой сфере. Во-первых, это явно недостаточные объемы ремонта существующих трасс, что крайне негативно сказывается и на комфортности движения, и на безопасности дорожного движения. И, конечно, однажды сэкономив на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги. Кстати говоря, это касается и федеральных трасс, и трасс регионального значения.
Второе. До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики. Я проезжал по некоторым совсем новым трассам - их уже ремонтировать пора".
Премьер испытал на себе то, что сами дорожники сдержанно называют "повышенная ямочность". Но у дорожников есть контрдоводы.
Упрощенная картина создания идеального асфальта: щебень для него должен напоминать гранулы, с острыми краями, неправильной формы, а не окатыши. Это нужно для того, чтобы под большим давлением гранулы, склеенные битумом, плотно прилегали друг к другу. Тогда асфальтовое покрытие будет ровным, не пойдет волнами и несколько лет будет успешно противостоять ветрам, морозу и дождям. На практике часто бывает иначе: или щебенка неподходящая, круглая, которая просто никогда не спрессуется в прочную массу, или в асфальте, в нарушение технологий, слишком много битума. Уже через год, а то и раньше, такой асфальт разрушается непогодой: трескается, выветривается, проседает в глубоких колеях.
Главный же секрет хорошей дороги прост: нужно педантично соблюдать технологию. Способ заинтересовать в этом строителей есть, он и кнут, и пряник одновременно.
Анатолий Чабунин, руководитель Федерального дорожного агентства: "Та организация, которая строила дорогу, она и будет эксплуатировать эту дорогу в течение 12 лет до первого капитального ремонта. Тогда они не будут нарушать технологию, поскольку в качестве работы будут кровно заинтересованы".
Одна из самых проблемных трасс страны, с маршрутом из Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону и до Новороссийска, уже к концу этого года станет одной самых комфортных. Дорожники здесь занимаются и озеленением, и высадкой деревьев вдоль трассы, и строительством придорожной инфраструктуры, вплоть до туалетов.
Поводов для гордости хватает - в 2009 году дорог в стране вообще построено больше, чем в 2008 на 30 процентов. А строящийся владивостокский мост, ведущий на остров Русский, так и вовсе одно из самых уникальных подобных сооружений в мире. Его дорожники строят и по ночам, не прекращая работы и штормовом ветре - до 20 метров в секунду.
Александр Афанасьев, руководитель дирекции по строительству федеральных дорог в г.Владивосток: "Мы можем, умеем строить, для этого все есть: профессиональные кадры, технологии и техника. Там, где возникает хорошая дорога, она оживает сразу, обрастает жизнью. Развитие дорог - это очень важно для России".
Но наверстывать в дорожном строительстве предстоит еще очень и очень многое. Поэтому правительство приняло решение о создании дорожного фонда.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству дорог по типу Инвестфонда. Такое же право будет представлено и бюджетам Российской Федерации".
Теперь у региональных властей появится больше возможностей в отношении хорошего содержания своих автодорог.