Дорожное строительство в России — планы на ближайшее будущее
Российские дорожники должны шире использовать международный опыт. Об этом шла речь на встрече Владимира Путина с главой госкомпании "Российские автомобильные дороги" Сергеем Костиным. Обсуждались перспективы сооружения и дальнейшего обслуживания новых трасс. Премьер предложил передать строительство и эксплуатацию автобанов в одни руки.
Практически любой взрослый россиянин навскидку назовет несколько персональных иллюстраций к знаменитой фразе про две отечественные беды - дураков и дороги. Дорожную развязку Волоколамского шоссе и улицы Свободы строили долго - это сложно, поскольку здесь сходятся несколько дорог, а сама трасса проходит под каналом имени Москвы. Потратив многие миллионы рублей на строительство, светофор торжественно сняли, но через некоторое время вернули обратно – машины здесь сливаются в один поток в безнадежной пробке, а светофор позволяет хотя бы соблюдать очередность проезда. В общем, проделанная работа оказалась удивительно бесполезной.
Сдачи в эксплуатацию пересечения Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта тоже ждали долго и тоже потратили очень много денег, но вскоре выяснилось, что автомобильная пробка здесь не только не исчезла, а стала даже длиннее, парализуя кольцевую трассу вопреки проектам дорожных специалистов.
На некоторых московских магистралях, как горько шутят водители, можно пускать, как по рельсам, железнодорожные локомотивы – колея достигает нескольких сантиметров!
И все это – в финансово благополучной столице, а что уж говорить про провинцию! Но решение для подобных проблем есть, и в правительстве его видят в использовании мирового опыта, когда дорогами занимаются не только госструктуры, а еще и частный бизнес.
Исправлять ситуацию хотя бы с частью российских дорог будет госкомпания "Автодор", созданная решением правительства. Работу начали "без раскачки". Первые 2 проекта, принятые к реализации, - трасса "Дон" и скоростная магистраль "Москва-Санкт-Петербург". "Первый русский автобан" начнется с моста, который дорожники называют "Бусиновским путепроводом".
Сергей Кельбах, первый заместитель председателя правления госкомпании "Автодор": "Это первая скоростная автодорога России, при проектировании планировали скорость 150 километров в час, 5 полос и 5 навстречу".
Демонстрационный ролик трассы выглядит впечатляюще: предусмотрены кафе, обход родников и металлические отбойники, освещение, вибро-акустиченская полоса и даже металлическая сетка вдоль дороги - чтобы животные не выбегали на трассу. Даже дорожные развязки называются романтично, например, "Листок клевера". Об этом рассказывал сегодня премьер-министру глава компании "Автодор".
Сергей Костин, председатель правления госкомпании "Российские автомобильные дороги": "Мы действительно изучили мировой опыт, и когда, так сказать, рассматриваем дорогу в целом на весь период, не только проектирования, но и дальнейшей эксплуатации, то вложение в инфраструктуры и авторское строительство, потом дальнейшее содержание, действительно позволяет сэкономить до 25%".
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Самое-то главное в том, что компания, если знает, что ей потом обслуживать нужно, ремонтировать, то тогда она и строить должна на совесть".
Первый участок дороги "на Питер" "строить на совесть" будет консорциум с участием французских, немецких фирм и российских инвесторов. 43 километра трассы государство отдаст в управление на 30 лет. За 17 денежные вложения окупаются, а оставшиеся 13 лет контракта инвесторы получают прибыль. В итоге передовые дорожные технологии приходят-таки в страну, и должны появится трассы, где не будет провалившегося асфальта, делающего из дальнобойщиков и пассажиров автобусов на трассе "Дон" почти что смертников.
Сурен с напарником, занимаясь придорожным шиномонтажом проколотого колеса своего "КамАЗа" говорят, что не против и участков платной трассы. Они составят примерно половину всей автомагистрали. Платными будут объездные участки вокруг городов, и у них всегда будет бесплатная альтернатива.
И дальнобойщики, и премьер сегодня спрашивали об одном и том же: не получится ли? что платные участки будут идеальными, а бесплатные из серии "получилось как всегда".
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Мы обсуждали эту тему неоднократно в правительстве, и во многих странах такая практика применяется: заключение контракта на весь жизненный цикл того или другого объекта инфраструктуры, то есть строительство и потом сопровождение, ремонтное сопровождение объекта на всем протяжении его существования".
На доход от эксплуатации платных участков будут ремонтировать и бесплатные дороги, а к 2017 году государству не придется тратить на содержание этой дороги ни копейки.
Вполне прилично выглядит участок уже действующей платной дороги в Липецкой области. До идеала, разумеется, далеко. Но водители предпочитают ездить здесь, а не по бесплатному участку.
Максим Терехов, автолюбитель: "По сравнению с тем, что было, этот участок, конечно, он отличался заметно от остальных".
Больше всего водителей интересует стоимость проезда. Сейчас липецкий "платный стандарт" для легковушек 20 рублей за 20 километров. Можно представить себе и общую стоимость проезда от Москвы до Петербурга, экономисты ее уже просчитали, это около 800 рублей за 5-6 часов езды с разрешенной скоростью до 150 километров в час. Зато в стране появится и совсем другой, европейский стандарт автомобильных дорог. Впрочем, у платных дорог, по закону, всегда будет оставаться и бесплатная альтернатива.