Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
30 апреля 2010, 15:12

В «Народной экономике» об авиакомпаниях, которые нарушают правила перевозчиков

Точка невозврата. Можно ли отказавшись от полета вернуть все уплаченные за него деньги? И почему на самые дешевые билеты самые большие штрафы? Об этом "Народная экономика".

Почти 16 % всех своих доходов в первом квартале граждане направили на сбережения. Цифра беспрецедентная, свидетельствуют в Минэкономразвития. В прошлом году было около 9%, а в 2008 и вовсе 5%. А вот доля, потраченная на покупки, чуть сократилась. С 59 до 56% от доходов, которые, судя по данным ведомства, растут. Во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. Если смотреть на что больше уходит денег, то тут расходы на непродовольственные товары вышли, наконец, из минуса. В марте, в частности, заметно возросли продажи одежды, холодильников и мобильных телефонов.

Мартовский феномен зафиксирован и на рынке автострахования. Резко возросло число заключаемых договоров ОСАГО. Еще зимой Российский союз автостраховщиков отмечал снизившийся спрос на эти полисы и вот теперь есть объяснение. Оказывается, многие автовладельцы просто пережидали снежную погоду - поставили свои машины на прикол. И сэкономили, таким образом, на страховке за 3 месяца.

Расшифруйте авиабилет. Разъяснить пассажирам, из чего складывается цена перелета, требует от перевозчиков Федеральная антимонопольная служба. Не в первый раз. Но сегодня истекает срок последнего предупреждения. ФАС грозит авиакомпаниям исками за непрозрачную тарифную политику и практику невозврата билетов на внутренних рейсах.

Впрочем, и самим пассажирам тут надо быть внимательнее. Разделять, к примеру, причины отказа от полетов. Так называемый, вынужденный возврат - это максимальные выплаты по неиспользованному билету. А к таким случаям относят отмену или задержку рейса, изменения класса обслуживания - прямо в аэропорту нужно сделать соответствующую отметку. А также болезнь или смерть пассажира или его близких. В этом случае потребуется официальная справка от медиков.

С добровольным возвратом и проще, и сложнее. Причина - передумал, тут вполне подходит. Вот только чем дешевле билет, тем больше могут быть штрафы. Сдал билет за сутки до вылета - получил на руки полную его стоимость. Меньше чем за 24 часа - минус четверть цены. Это статья Воздушного кодекса, которую, по данным ФАС, нарушают 20 крупнейших авиакомпаний страны, а это 95% рынка внутренних авиаперевозок.

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы: "В целом ряде документов, которые авиакомпании размещают на своих сайтах, записано, что по каким-то категориям тарифов, они являются невозвратными. Эта практика недопустима в соответствии с действующим законодательством".

Разберитесь с тарифами. Это первый совет, который дают эксперты тем, кто собрался лететь. Еще при покупке билета нужно детально выяснить у продавца условия возврата. Где? Это может быть касса авиакомпании, а может офис уполномоченного агента. И сколько, то есть минус штрафы, плата за аннулирование брони и дополнительные услуги. Самостоятельно в математике перелета не разобраться.

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы: "Тарифов в эконом-классе существует несколько разновидностей. И пассажир, покупая билет эконом-класса, не знает, почему в одном случае он платит очень дорого, а в другом случае очень дёшево".

В больших авиакомпаниях заявляют, что как таковых безвозвратных билетов у них давно нет. Есть "условно возвратные", добавляют эксперты. Для дешевых тарифов размер штрафа - в реальных деньгах - получается как для дорогих. Потому что считают его от некоего базового уровня.

Олег Пантелеев, аналитик: "И, когда перевозчик взимает штраф, он, действительно, не превышает порога в 25 процентов, но именно от этого базового тарифа экономического класса, который достаточно высокий в сравнении с теми льготными предложениями, которые делают те же самые авиакомпании".

То есть сложнее всего вернуть самые дешевые билеты. А дешевле чем в компаниях low-cost - у низкобюджетных перевозчиков - не бывает. Впрочем, и там заявляют - деньги отдадим. Но подчас на руки получаются копейки. Когда фиксированный штраф чуть меньше суммы бюджетного билета.

Виталий Коренюгин, представитель авиакомпании: "Если пассажир купил билет за 500 рублей и сдал его за 2-3 дня до вылета, авиакомпания уже не продаст этот билет за 500 рублей. Пассажир, беря на себя смелость покупки дешёвого билета, должен нести риски по возможному невозврату, либо возврату со 100-процентными штрафами".

В любом случае, передумав лететь нужно как можно скорее отказаться от места, чтобы снизить штрафные санкции. С билетом можно подъехать в любую авиакассу и сделать отметку о возврате. Это и будет аргумент, и документ в разговоре с продавцом. А вот неявка на рейс официальным отказом не считается. Тут, кто не успел - тот опоздал.

Не попасться на рекламную удочку научат американских школьников. В США запущена специальная образовательная программа по маркетинговым технологиям. Детей 8-12 лет призывают мыслить критически, отвечать - на кого рассчитана реклама, к чему она призывает и главное - нужен ли продвигаемый продукт. Проект разработан Бюро защиты потребителей и федеральной комиссией торговли, в чьи обязанности входит борьба с недобросовестными продажами. Ну а родители надеются, что, прослушав курс, дети реже будут требовать игрушки и обновки.

Читайте также: