В «Народной экономике» об авиакомпаниях, которые нарушают правила перевозчиков
Точка невозврата. Можно ли отказавшись от полета вернуть все уплаченные за него деньги? И почему на самые дешевые билеты самые большие штрафы? Об этом "Народная экономика".
Почти 16 % всех своих доходов в первом квартале граждане направили на сбережения. Цифра беспрецедентная, свидетельствуют в Минэкономразвития. В прошлом году было около 9%, а в 2008 и вовсе 5%. А вот доля, потраченная на покупки, чуть сократилась. С 59 до 56% от доходов, которые, судя по данным ведомства, растут. Во многом за счет индексации пенсий и социальных пособий. Если смотреть на что больше уходит денег, то тут расходы на непродовольственные товары вышли, наконец, из минуса. В марте, в частности, заметно возросли продажи одежды, холодильников и мобильных телефонов.
Мартовский феномен зафиксирован и на рынке автострахования. Резко возросло число заключаемых договоров ОСАГО. Еще зимой Российский союз автостраховщиков отмечал снизившийся спрос на эти полисы и вот теперь есть объяснение. Оказывается, многие автовладельцы просто пережидали снежную погоду - поставили свои машины на прикол. И сэкономили, таким образом, на страховке за 3 месяца.
Расшифруйте авиабилет. Разъяснить пассажирам, из чего складывается цена перелета, требует от перевозчиков Федеральная антимонопольная служба. Не в первый раз. Но сегодня истекает срок последнего предупреждения. ФАС грозит авиакомпаниям исками за непрозрачную тарифную политику и практику невозврата билетов на внутренних рейсах.
Впрочем, и самим пассажирам тут надо быть внимательнее. Разделять, к примеру, причины отказа от полетов. Так называемый, вынужденный возврат - это максимальные выплаты по неиспользованному билету. А к таким случаям относят отмену или задержку рейса, изменения класса обслуживания - прямо в аэропорту нужно сделать соответствующую отметку. А также болезнь или смерть пассажира или его близких. В этом случае потребуется официальная справка от медиков.
С добровольным возвратом и проще, и сложнее. Причина - передумал, тут вполне подходит. Вот только чем дешевле билет, тем больше могут быть штрафы. Сдал билет за сутки до вылета - получил на руки полную его стоимость. Меньше чем за 24 часа - минус четверть цены. Это статья Воздушного кодекса, которую, по данным ФАС, нарушают 20 крупнейших авиакомпаний страны, а это 95% рынка внутренних авиаперевозок.
Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы: "В целом ряде документов, которые авиакомпании размещают на своих сайтах, записано, что по каким-то категориям тарифов, они являются невозвратными. Эта практика недопустима в соответствии с действующим законодательством".
Разберитесь с тарифами. Это первый совет, который дают эксперты тем, кто собрался лететь. Еще при покупке билета нужно детально выяснить у продавца условия возврата. Где? Это может быть касса авиакомпании, а может офис уполномоченного агента. И сколько, то есть минус штрафы, плата за аннулирование брони и дополнительные услуги. Самостоятельно в математике перелета не разобраться.
Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы: "Тарифов в эконом-классе существует несколько разновидностей. И пассажир, покупая билет эконом-класса, не знает, почему в одном случае он платит очень дорого, а в другом случае очень дёшево".
В больших авиакомпаниях заявляют, что как таковых безвозвратных билетов у них давно нет. Есть "условно возвратные", добавляют эксперты. Для дешевых тарифов размер штрафа - в реальных деньгах - получается как для дорогих. Потому что считают его от некоего базового уровня.
Олег Пантелеев, аналитик: "И, когда перевозчик взимает штраф, он, действительно, не превышает порога в 25 процентов, но именно от этого базового тарифа экономического класса, который достаточно высокий в сравнении с теми льготными предложениями, которые делают те же самые авиакомпании".
То есть сложнее всего вернуть самые дешевые билеты. А дешевле чем в компаниях low-cost - у низкобюджетных перевозчиков - не бывает. Впрочем, и там заявляют - деньги отдадим. Но подчас на руки получаются копейки. Когда фиксированный штраф чуть меньше суммы бюджетного билета.
Виталий Коренюгин, представитель авиакомпании: "Если пассажир купил билет за 500 рублей и сдал его за 2-3 дня до вылета, авиакомпания уже не продаст этот билет за 500 рублей. Пассажир, беря на себя смелость покупки дешёвого билета, должен нести риски по возможному невозврату, либо возврату со 100-процентными штрафами".
В любом случае, передумав лететь нужно как можно скорее отказаться от места, чтобы снизить штрафные санкции. С билетом можно подъехать в любую авиакассу и сделать отметку о возврате. Это и будет аргумент, и документ в разговоре с продавцом. А вот неявка на рейс официальным отказом не считается. Тут, кто не успел - тот опоздал.
Не попасться на рекламную удочку научат американских школьников. В США запущена специальная образовательная программа по маркетинговым технологиям. Детей 8-12 лет призывают мыслить критически, отвечать - на кого рассчитана реклама, к чему она призывает и главное - нужен ли продвигаемый продукт. Проект разработан Бюро защиты потребителей и федеральной комиссией торговли, в чьи обязанности входит борьба с недобросовестными продажами. Ну а родители надеются, что, прослушав курс, дети реже будут требовать игрушки и обновки.