В Лондоне прошел вечер памяти Майи Плисецкой
Звезды российского и мирового балета, именитые гости и номера, которые исполняла самая легендарная балерина XX столетия. В британской столице с невероятным аншлагом прошел вечер памяти Майи Плисецкой. Еще год назад программу обсуждали с самой Майей Михайловной, и в лондонском театре Коллизей постарались сделать все, чтобы создать атмосферу присутствия великой балерины, о которой так много сказано и написано, о великолепной Майе, тайну которой так никто и не смог разгадать.
Этот концерт изначально не задумывался как вечер памяти. Майя Плисецкая мечтала в честь своего 90-летия собрать в Лондоне звёзд танца. Чтобы те исполнили её любимые номера. В качестве режиссёра великая балерина выбрала сына своего давнего сценического партнёра – Андриса Лиепа.
Зрители Лондонского "Коллизея" - это сцена Английской национальной оперы - увидели не просто любимые партии выдающейся балерины. Профессионалы и любители танца называют их "номерами Плисецкой". В них всё - движения, жесты, нерв - с оглядкой на великую Майю.
Серхио Бернал, солист испанского национального балета и один из самых ярких исполнителей фламенко, который, как утверждают испанцы, по-настоящему танцуют и понимают только в Андалузии.
"А вот Плисецкая умела танцевать фламенко! Да, классическая балерина, выросшая на пуантах, она внутренне понимала этот танец. И даже поменяла финал "Дон Кихота", до неё заключительную сцену танцевали как-то скучно!" - отмечает танцор испанского национального балета Серхио Бернал.
60-е годы. "Дон Кихот" на сцене Большого театра, с Майей Плисецкой и Владимиром Тихоновым. Молодые звёзды - Иван Васильев и Кристина Кретова - танцуют своего "Дон Кихота", но чёрно-белая хроника для них, как учебник.
"Я смотрю, конечно же, как она танцевала, мы, конечно, подражаем ей. И ни для кого это не секрет. Её манере, её характеру. Но сделать это так, как это делала она, даже такой задачи не стоит. Потому что это невозможно", - говорит балерина Кристина Кретова.
Тамар Рохо, прима Английского национального балета с Плисецкой встречалась не раз - на сцене, на репетиции, и за кулисами. Какой была Майя?
Весёлой, остроумной и лишённой звёздной болезни. Только Плисецкая, говорит испанка, умела так соблазнительно не просто станцевать, сыграть Кармен. И для Рохо это знаковая роль.
Вопрос корреспондента: "А может ли даже великая русская балерина на сцене правдиво изобразить Кармен?"
"Конечно! Майя понимала её характер, её страсть, её независимость. Кармен, ведь, прежде всего бунтарка, а Майка была бунтарка и танцевала саму себя", - отмечает прима-балерина и художественный руководитель Английского национального балета Тамара Рохо.
"Болеро" Равеля, 18-минутный шедевр, Морис Бежар поставил и для солистки и для солиста. В 77-м Бежар пригласил Плисецкую для этой роли в Брюссель. А чуть позже поставил этот балет в Большом. На советской сцене такая хореография, костюмы и свет стали откровением. Фарух Рузиматов ответил Плисецкой мужским "Болеро". Этот танец в наши дни исполняют редко.
"Тот эффект, который она производила на сцене, и то впечатление, та энергетика, которая исходила от неё, были настолько сильными, и это воздействие до сих пор люди помнят, вспоминают и не могут забыть", - отмечает танцор, хореограф Фарух Рузиматов.
В Лондоне Плисецкую считают своей. В разных образах, на разных сценах, в том числе и здесь, в Колизее - её лицезрели несколько поколений английских балетоманов.
Последний раз Майя Плисецкая вышла на лондонскую сцену в 2006 году, это было в Ковент-Гардене. А вот первый раз у неё был шанс попасть в Лондон ещё в 56-м. Тогда Большой театр выезжал на первые большие заграничные гастроли, но молодую звезду оставили в Москве, уж слишком независимо она себя вела!
Поколение Плисецкой звёзды Большого послевоенной поры возродили в Англии интерес к нашему балету. Ведь после "Русских сезонов" Дягилева перерыв был почти в 30 лет.
Людмила Коновалова, прима Венской оперы и Мэтью Голдинг из Королевского балета в па-де-де из "Лебединого озера". Мария Александрова и Владислав Лантратов с фрагментом из балета "Спартак". Это танцевальное созвездие появилось благодаря любви к Майе Плисецкой.