Из-за небывалого интереса выставка Серова в ночь на воскресенье работала до последнего посетителя
У филиала Третьяковской галереи на Крымском валу вновь собираются люди. Сегодня последний день работы выставки Валентина Серова, которая вызвала небывалый ажиотаж. Экспозицию, приуроченную к 150-летию со дня рождения мастера, за четыре месяца посетили почти полмиллиона человек. Сроки дважды продлевали. И несмотря на это, сегодня очередь начали занимать за полтора часа до открытия. Некоторые пришли на выставку по второму разу.
"Так рано, потому что хотел попасть и спокойно посмотреть. Я был в четверг уже, и это уже второй раз на этой неделе, когда я прихожу. Хотел повторить эти впечатления", - говорит один из посетителей.
"Мы уже два раза ходили и не попали, поэтому очень надеемся сегодня попасть. Не смогли выстоять в мороз", - говорит другая посетительница.
Накануне выставка работала до последнего посетителя. Кассы закрылись только после часа ночи, а потом люди, сколько хотели, спокойно ходили по залам.
Поздний час, но в очереди по-прежнему сотни людей, готовых ждать часами, чтобы попасть на выставку, имевшую такой громкий успех.
"Билеты у нас середины января. И в первый раз было очень холодно. Мы не выстояли в первый раз, когда было минус 20", - говорят Елена Максимова и Елена Шакун, посетительницы выставки.
"Очень приятно, много молодежи. Все хотят увидеть Серова. Это замечательно", - радуется Ирина Уланова.
С детьми, горячим кофе и даже делая по дороге домашнюю работу, этой ночью посетители готовились к длительному ожиданию. Но, как признавались многие, в зал попадали, простояв всего около часа.
"Это такой пласт русской культуры и русской истории. Меня, например, очень поразила картина "Портрет князя Голицына", - говорит Надежда Воробьева.
"Ради определенной картины не шел, но мне по-своему нравилось "На взморье". Это пейзаж, мне кажется, он очень с душой нарисован", - говорит Сергей Пащенков.
С душой - это отличительная черта Серова. Сотни работ из 29 музеев и девяти частных коллекций. Некоторые специально доставили из Франции, Дании, Армении и Белоруссии. И из них, как из кусочков мозаики, кажется, сложили жизнь русского мастера. Редкие графические миниатюры и огромный занавес к балету "Шехерезада" - впервые за четверть века в одной экспозиции столько полотен. Виден и стиль художника и те, кто оказал на него влияние.
В девять лет наставником Серова становится Илья Репин, и именно в репинской манере с легкими растушевками написаны портреты матери, двоюродной сестры. Но все же славу Серову как портретисту принесло не просто свободное владение техникой, но и умение всего лишь несколькими штрихами передать суть личности.
Особое внимание - лицу. В глазах словно видны душевные струны. Сдержанность - в портрете Левитана, пронзительный взгляд Максима Горького, царственность обнаженной Иды Рубинштейн. И почти за каждой работой — сотни разорванных набросков и месяцы труда. Не прописывая детали, Серов добивался почти зеркального сходства, и мог долго не браться за картину, обдумывая, как должна выглядеть модель. Проникался своей работой настолько, что создание портрета называл болезнью.
"Мы действительно очень старались представить фигуру Валентина Серова, как, действительно, может быть, важнейшего для русского искусства художника. Художника, работавшего всего 22 года. Но от "Девочки с персиками" и до Иды Рубинштейн, об этом писал еще Грабарь в 1914 году, пролегает вся история русской живописи этого времени и история взлетов и достижений русского искусства", - говорит Зельфира Трегулова, генеральный директор "Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".
За время работы - с октября - здесь побывали почти полмиллиона посетителей. Под натиском ценителей искусства на прошлой неделе даже не устояли стеклянные двери экспозиции, но кажется, это лишь подогрело интерес. А руководству Третьяковки и Министерству культуры пришлось ценой невероятных усилий и переговоров с музеями и коллекционерами продлевать выставку еще на неделю.
"Мы сначала тоже думали, почему Серов? Но потом, когда мы пришли, поняли. Все это, собранное вместе, дает совершенно необыкновенный эффект", - говорит Андрей Русков, посетитель выставки.
Сегодня последний день работы, но тем, кто все же не успеет насладиться творчеством Валентина Серова, не нужно расстраиваться. Многие полотна, в том числе, знаменитая "Девочка с персиками", есть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, а значит, полюбоваться ими можно будет и позже.