В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка художника Таира Салахова
В Третьяковской галерее - "Солнце в зените", выставка Таира Салахова, одного из основоположников так называемого "сурового стиля" - это живописная хроника целой эпохи. В 60-е, 70-е, 80-е работы Салахова, неповторимые, насыщенные и буквально переполненные раскалённым южным солнцем, были вызовом приглаженному советскому реализму.
Он бросил вызов помпезному советскому искусству, умудрившись открыть даже в, казалось бы, идеологически правильных сюжетах какое-то свое космическое измерение. Простые рабочие и труженики Таира Салахова становились романтическими героями, правда, без ретуши и прикрас.
"Это один из крупнейших отечественных художников второй половины ХХ века, который очень точно выразил свое время, и который, он сам об этом сказал, был всегда абсолютно честным. Хотя при этом занимал самые высокие должности в Союзе художников в СССР", - говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Подчеркнуто мужественные, сильные духом, собранные - именно такими выглядят люди на полотнах основоположника "сурового" стиля. На протяжении многих лет Таир Салахов писал родной Азербайджан: теплые апшеронские пейзажи, словно игрушечные Нахичеванские горы, сочные арбузы и выросшая до небес "Девичья башня".
"Вы знаете, я не видел такой экспозиции своих работ, и мои работы для меня стали звучать как-то по-новому. Поэтому я счастлив. Они совершили переворот в моем сердце. Произведения искусства живут своей жизнью. Каждое произведение может через 100 лет разговаривать с новыми поколениями своим языком о своем времени", - говорит Таир Салахов.
На выставке представлено около 80 работ Таира Салахова: пейзажи, натюрморты, портреты. Есть здесь и Мстислав Ростропович, и Евгений Дунаевский. Когда-то увидев этот портрет, один из чиновников заявил: Шостаковича хотят видеть "другим". Однако спустя 20 лет в год празднования 90-летия великого композитора портрет уже занимал ключевое место в Третьяковской галерее, как единственный передающий подлинный образ Шостаковича.
Огромный драматичный и сложный мир даже в глазах ребенка. Да и как иначе, ведь это дочь самого Таира Салахова, Айдан. Кстати, ее работы сейчас наделали немало шума в одной из самых популярных галерей в мире, лондонской "Саатчи".
Алая подсветка Эйфелевой башни или огненный закат в резервуарном парке - практически на каждой работе Таира Салахова можно увидеть красную деталь. Но это не просто его узнаваемый стиль, ведь художник их не придумывал, а видел своими глазами, даже знаменитый красный мундштук.
"Я был на этой платформе, и я рисовал, у меня есть наброски. И вдруг этот человек, нефтяник, он достал красный мундштук. Вы знаете, такое не придумаешь... Я любовался уже не только его смуглым лицом, обветренным, таким серьезным… Люди, которые делают тяжелую работу, я восхищался тем, что красный мундштук оживил всю ситуацию", - рассказывает художник.
Очень личную серию портретов матери художника редко показывали зрителям. Своего рода притча о долгой и трудной жизни жены расстрелянного, а позже реабилитированного врага народа. Душераздирающая история прощания с близким человеком.
Пульсирующее солнце в виде световой проекции. Выставка Таира Салахова называется "Солнце в зените". И этот символ не только обжигающего неба родного Баку, но и весь полувековой творческий путь великого художника на максимуме сил и человеческих возможностей.