Джон Ноймайер привёз в Большой театр своего «Пера Гюнта»
Одна из самых известных трупп мира - Гамбургский балет - в Москве. На исторической сцене Большого театра начинаются гастроли этого прославленного коллектива во главе с его бессменным руководителем, выдающимся хореографом Джоном Ноймайером. Создатель своей империи балета хорошо знаком нашей публике. А его легендарная постановка "Пер Гюнт" особым образом связывает Россию и Германию.
Одно его появление в зале похоже на балетный этюд. Легкость в каждом движении и предельная концентрация. Бесконечные бумаги с пометками на столе разложены с немецкой педантичностью, а значит легендарный хореограф, руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер готов начинать. Не репетицию — путешествие по лабиринтам души его Пера Гюнта.
Так обычно объявляют борцов перед выходом на ринг, но Перу Гюнту, если и предстоит битва, то с самим собой. Долгая, жестокая, обреченная на поражение. Тонкий психологизм истории о поиске себя, которую драматург Генрик Ибсен написал в середине 19-го века, Ноймайер передает в каждом па. То будто помещает в невесомость, оставляя в звенящей тишине, то превращает в песчинку в центре хаоса. Чтобы пережить все эти эмоции вместе с артистами, Ноймайер и решился создать новую версию своего же Пера Гюнта. Спустя четверть века.
Минимализм в декорациях, новые герои, наполовину измененная хореография. Эта редакция балета "Пер Гюнт" сильно отличается от той, что Джон Ноймайер представил 25 лет назад. Неизменна только музыка Альфреда Шнитке, которую тут называют действующим лицом, а еще главным нервом всей постановки. Ведь в партитуре Альфреда Шнитке его собственная тревога и боль.
"Для меня работа с Альфредом Шнитке невероятно важна. Еще в 85-м году я приезжал в Москву. Мы долго обсуждали, как будем творить вместе. Он согласился, но вскоре у него случился первый инсульт. Работа встала и продолжилась только через два года. Я думаю, его личные переживания сделали музыку еще более глубокой, его партитура была настоящей фантастикой", - говорит хореограф, руководитель труппы Гамбургского балета Джон Ноймайер.
Фантастика, сюрреализм на сцене — излюбленный ноймайеровский ход. Он помещает своего Пера Гюнта на планету теней и двойников, стирает границы между эпохами, перебрасывает персонажей из реального мира в воображаемый, и обратно. Всё, чтобы за титаническим трудом на сцене зритель видел философию.
"У каждого человека есть какие-то амбиции и, наверное, у Пера амбиции. Он все время ожидает, что у него что-то будет лучше, поэтому он проходит такой огромный путь, чтобы понять в конце концов, что там, где он начал, и было то, к чему он стремился", - сказал премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов.
Балет, как жизненный цикл героя: от рождения до самой смерти. Долгий путь, где зритель видит Гюнта разного. На сцене сразу несколько Перов, каждый — как воплощение одной черты характера. А вот воплощение теплоты, силы и нежности во всем спектакле она одна — Сольвейг.
"В Сольвейг очень много любви и теплоты. И мне кажется, это самое главное артист", - сказала прима-балерина Гамбургского балета Анна Лаудере.
Анне Лаудере, как и Эдвину Ревазову, и еще многим артистам Гамбургского балета для общения с журналистами переводчик не нужен, как подтверждение, у Джона Ноймайера — особая любовь к русской балетной школе. Как и к сцене Большого. Владимир Урин не скрывает — это взаимно.
"Гамбургский балет на балетной карте мира — один из самых интересных творческих коллективов. Сейчас мы ведем разговоры о новом замысле - произведение русской литературы, которое будет ставить Джон", - сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
О каком произведении речь, Ноймайер — кстати, литературовед по первому образованию — не говорит. Пока все внимание к "Перу Гюнту". Балету, который критики уже назвали одним из самых ярких событий сезона.
Смотрите лучшие российские и зарубежные фильмы и сериалы Первого канала на сайте kino.1tv.ru >>