Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 января 2016, 21:46

Искусство России и бывших советских республик в Лондоне представляет Айдан Салахова

"Откровения" - так называется первая персональная выставка Айдан Салаховой в Великобритании. Яркое сочетание символов феминизма и религии. Художник и скульптор из России сумела удивить искушенных посетителей лондонской галереи.

Для престижной выставки "Женщины в мировой культуре" галерея "Саатчи" сделала нестандартный выбор. Айдан Салахова нашла золотую жилу в необычном соединении феминизма и исламской символики.

"В принципе, выставка у меня посвящена женщинам, и я бы хотела, чтобы женщины были откровенны сами с собой", - говорит художница и скульптор Айдан Салахова.

Убеждённая атеистка и светская львица, Айдан считает, что, надевая паранджу, женщина становится более свободной. Чёрная ткань не ограничивает, а, напротив, дарит женщине возможность не подчиняться социальным правилам и религиозным условностям.

"Когда вы надеваете паранджу, внутри вы себя чувствуете свободно. Потому что вы закрыты, вы можете улыбаться, когда хотите, злиться, когда хотите, проявлять разные эмоции, и вас никто не увидит", - объясняет она.

Художественный поиск женского начала через призму ислама у духовенства не вызывают раздражения. Работы её без проблем выставлялись в Дубаи. Но две скульптуры власти Азербайджана убрали из павильона этой страны на венецианском Биеннале. В Лондоне организаторам выставки на всякий случай предложили дополнительную охрану.

"Специальных мер безопасности мы не собираемся делать. И считаем, что даже если будет провокация, это моё личное мнение, то будет ещё больше интереса к выставке, и больше людей сюда придёт", - говорит куратор выставки Игорь Цуканов.

Прессу на предварительный показ не пустили, так что любоваться женским внутренним миром пришлось заранее и почти в одиночестве.

В этом зале у Айдан Салаховой разные женщины в парандже. Но то, каким причудливым образом они расположены, дают возможность посетителю самому решить: это незнакомка в парандже или ангел с крыльями?

Художница не видит необходимости объяснять смысл своих работ. Что это? Гадать можно бесконечно. Но в описании скульптуры одно слово: любовь. Хотя возле мраморных книг на постаментах автор делает необходимые пояснения.

"В последнее время меня очень раздражает большое количество информации, которая нас окружает. И от этого количества уже не хочется читать тексты. Слово девальвируется, и я захотела сделать книгу знаний, но без слов", - объясняет Айдан Салахова.

Хотя на каменных страницах ни строчки, любую из этих книг можно прочесть.

Если в начале экспозиции абстрактные фигуры, знаки и орнаменты, в последнем зале Айдан - дочь советского классика Таира Салахова - выступает скульптором-реалистом. Эта работа об отношениях мужчины и женщины.

"Вы видите, как мужчина расселся на женской душе, на белой ткани. А такая же белая ткань, её душа, перекидывается через её руку. И вот эта энергетика является главной составляющей этой скульптуры", - отмечает Айдан Салахова.

На замечание, что у нее чёрно-белый мир, она поясняет: "На самом деле - чёрно-белое отражает то, что сейчас происходит в мире. Потому что у нас люди либо кардинально одного мнения, либо другого".

Окончательного мнения о Салаховой лондонские критики ещё не составили. Хотя первым посетителям пришёлся по душе изящный минимализм и смелое, при этом уважительное отношение к символам веры.

"Сразу чувствуется её хорошее классическое образование, московская, советская школа. Она знает историю культур Запада и Востока, и интересно использует их символы", - отмечает искусствовед Джени Кристинсен.

У художницы, превратившей в объект искусства манекенщицу Наоми Кемпбел, мужчина выглядит как дополнение женщины или актер второго плана. Но мужчины-коллекционеры готовы за эти работы расстаться с большими деньгами.

Смотрите лучшие российские и зарубежные фильмы и сериалы Первого канала на сайте kino.1tv.ru >>

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей