Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
19 декабря 2015, 21:21

100 лет назад широкой публике впервые представили «Черный квадрат» Казимира Малевича

Сегодня - одна из самых знаменательных дат в истории отечественного изобразительного искусства. Ровно сто лет назад, 19 декабря 1915 года, широкой публике впервые представили самую знаменитую картину русского авангарда - "Чёрный квадрат" Казимира Малевича.

Целый век люди вглядываются в простую геометрическую фигуру, и каждый видит своё. Технологии XXI века только добавили "Квадрату" тайн и загадок. Учёные выяснили, что под чёрной краской - ироничная надпись и цветные композиции.

Шок, трепет и восторг первооткрывателя. В научном отделе Третьяковки воздух будто вибрирует от напряжения. А к рентгеновским снимкам искусствовед-технолог Екатерина Воронина прикасается, как к самой Тайне. Тайне "Черного квадрата", которая даже для Казаимира Малевича сто лет назад казалась непостижимой.

"Мы определили, что под черным квадратом скрывается не одна композиция, а две композиции. Для того чтобы их найти и разделить, мы провели специальное рентгенографическое исследование", - рассказывает Екатерина Воронина.

К этой разгадке "манифеста футуристов" подбирались буквально точка за точкой. Пучки лучей проникали в саму структуру холста и заставляли краски разного цвета и возраста светиться по-разному. Так возникала "карта пигментов", которая привела к невероятным открытиям — под "Черным квадратом" не одно цветное изображение, как считалось раньше, есть и третий, самый ранний рисунок.

"Он работал с геометрическими фигурами - тут прямоугольники, трапеции разделенные, дугообразные линии. Возможно, это колесо было. Что мы видим, то мы и реконструировали", - рассказывает искусствовед.

Жаль, что мысли самого Малевича реконструкции не поддаются. Может, у него просто-напросто не было чистого холста, и новые работы он писал поверх старых. А может быть, между всеми тремя изображениями есть связь. Вдруг это путь к "нулю форм" через разные стадии? Как бы то ни было, исследователи уверяют — самое загадочное полотно ХХ века Малевич написал не спонтанно. Это выстраданная и продуманная работа. Над одним только составом черной краски Малевич долго и кропотливо работал.

Особенная глубина создавалась за счет сразу трех цветов — черного, темно-зеленого и цвета темной охры. Чтобы квадрат был матовым, добавлял мел, а потом проверял — когда уже высохнет краска. Так отпечатки пальцев стали частью шедевра.

Мир увидел его впервые 19 декабря 1915 года на легендарной выставке "0,10", знаменующей переход к супрематизму. "Черный квадрат" - безусловный центр экспозиции, он в "красном углу", как икона. Но, как оказалось, даже такой сакральный символ выдумщик и эксцентрик Малевич не лишил доброй порции иронии.

"Битва негров"... третье слово - там остались фрагменты и частицы, и видно букву Ю. Значит, получается, что у нас получается "битва негров ночью", - рассказывает Екатерина Воронина.

Может быть, это отсылка к другому ироничному деятелю искусств — французу Альфонсу Алле, который в 1882 году написал картину "Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью". А может, Малевич просто оставил всем нам послание — излишняя серьезность ни к чему.

"Эта надпись показывает, что он относился к себе и к своему наивысшему достижению - а я думаю, он понимал это - как к чему-то такому, над чем можно и поиронизировать", - полагает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Будто шутя, он задавал себе вопрос крайне серьезный — что сотворил, и кто водил его рукой, когда рождалась эта черная бездна? Ответ искал до самой смерти, и даже слившись с вечностью, словно со стороны смотрел на свое произведение. 1935 год. "Черный квадрат" и в зале, где прощались с Малевичем, и даже на грузовике, который вез супрематический гроб по Невскому. Торжество жизни праздновала лишь тайна, обреченная стать "тайной в квадрате".

"Это загадка, которая или не имеет отгадки, или имеет их бесконечное множество", - говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей