100 лет назад широкой публике впервые представили «Черный квадрат» Казимира Малевича
Сегодня - одна из самых знаменательных дат в истории отечественного изобразительного искусства. Ровно сто лет назад, 19 декабря 1915 года, широкой публике впервые представили самую знаменитую картину русского авангарда - "Чёрный квадрат" Казимира Малевича.
Целый век люди вглядываются в простую геометрическую фигуру, и каждый видит своё. Технологии XXI века только добавили "Квадрату" тайн и загадок. Учёные выяснили, что под чёрной краской - ироничная надпись и цветные композиции.
Шок, трепет и восторг первооткрывателя. В научном отделе Третьяковки воздух будто вибрирует от напряжения. А к рентгеновским снимкам искусствовед-технолог Екатерина Воронина прикасается, как к самой Тайне. Тайне "Черного квадрата", которая даже для Казаимира Малевича сто лет назад казалась непостижимой.
"Мы определили, что под черным квадратом скрывается не одна композиция, а две композиции. Для того чтобы их найти и разделить, мы провели специальное рентгенографическое исследование", - рассказывает Екатерина Воронина.
К этой разгадке "манифеста футуристов" подбирались буквально точка за точкой. Пучки лучей проникали в саму структуру холста и заставляли краски разного цвета и возраста светиться по-разному. Так возникала "карта пигментов", которая привела к невероятным открытиям — под "Черным квадратом" не одно цветное изображение, как считалось раньше, есть и третий, самый ранний рисунок.
"Он работал с геометрическими фигурами - тут прямоугольники, трапеции разделенные, дугообразные линии. Возможно, это колесо было. Что мы видим, то мы и реконструировали", - рассказывает искусствовед.
Жаль, что мысли самого Малевича реконструкции не поддаются. Может, у него просто-напросто не было чистого холста, и новые работы он писал поверх старых. А может быть, между всеми тремя изображениями есть связь. Вдруг это путь к "нулю форм" через разные стадии? Как бы то ни было, исследователи уверяют — самое загадочное полотно ХХ века Малевич написал не спонтанно. Это выстраданная и продуманная работа. Над одним только составом черной краски Малевич долго и кропотливо работал.
Особенная глубина создавалась за счет сразу трех цветов — черного, темно-зеленого и цвета темной охры. Чтобы квадрат был матовым, добавлял мел, а потом проверял — когда уже высохнет краска. Так отпечатки пальцев стали частью шедевра.
Мир увидел его впервые 19 декабря 1915 года на легендарной выставке "0,10", знаменующей переход к супрематизму. "Черный квадрат" - безусловный центр экспозиции, он в "красном углу", как икона. Но, как оказалось, даже такой сакральный символ выдумщик и эксцентрик Малевич не лишил доброй порции иронии.
"Битва негров"... третье слово - там остались фрагменты и частицы, и видно букву Ю. Значит, получается, что у нас получается "битва негров ночью", - рассказывает Екатерина Воронина.
Может быть, это отсылка к другому ироничному деятелю искусств — французу Альфонсу Алле, который в 1882 году написал картину "Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью". А может, Малевич просто оставил всем нам послание — излишняя серьезность ни к чему.
"Эта надпись показывает, что он относился к себе и к своему наивысшему достижению - а я думаю, он понимал это - как к чему-то такому, над чем можно и поиронизировать", - полагает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Будто шутя, он задавал себе вопрос крайне серьезный — что сотворил, и кто водил его рукой, когда рождалась эта черная бездна? Ответ искал до самой смерти, и даже слившись с вечностью, словно со стороны смотрел на свое произведение. 1935 год. "Черный квадрат" и в зале, где прощались с Малевичем, и даже на грузовике, который вез супрематический гроб по Невскому. Торжество жизни праздновала лишь тайна, обреченная стать "тайной в квадрате".
"Это загадка, которая или не имеет отгадки, или имеет их бесконечное множество", - говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.