В Москве открылась выставка, посвященная Илье Зданевичу
Художник, поэт, дизайнер, издатель - у Зданевича был еще один уникальный дар. Настоящий магнит для гениев - он открывал миру людей, которые потом меняли ход истории.
Знакомьтесь - Илья Зданевич кисти Нико Пиросмани. Ни того, ни другого тогда никто не знал. Автор портрета зарабатывал, рисуя вывески для трактиров в Тбилиси. Его герой - ещё студент Петроградского университета - увидев их случайно, понял сразу: это - искусство.
"Умение увидеть и открыть миру нечто очень важное, переворачивающее представление о нём - это черта и это примета большого художественного глаза и вкуса, которыми обладал Илья Зданевич, благодаря которому мы получили Пиросмани как художника", - говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Юрист по образованию, вместо практики по профессии с самых юных лет сочинял стихи, писал искусстоведческие рецензии не только на работы Пиросмани. Одним из первых рассказал миру о Гончаровой и Ларионове - золотой паре русского авангарда. И сам в разных городах читал лекции о футуризме, рассказывал о принципах нового течения - порой слишком наглядно.
"На одной из лекций он снял башмак и утверждал, что башмак красивее Венеры Милосской. Многие диспуты заканчивались драками. Это было бунтарство, но среди этого выглядывали ростки этого молодого таланта", - говорит приглашённый куратор выставки Борис Фридман.
Талант, который был, кажется, неиссякаем. Зданевич - поэт и учёный, дизайнер и издатель. Большую часть экспозиции занимают листы из его так называемых книг художника. Направление, придуманное в начале XX века во Франции, где автор работал не только над содержанием - подбирал иллюстрации, выбирал тип бумаги, шрифт.
Книга как объект искусства. Тираж каждой не просто небольшой - крошечный - всего 50-60 экземпляров. Из них несколько издатель лично дарил друзьям. Для некоторых печатал эксклюзивный вариант, с дополнительными страницами. Например, как подарок Коко Шанель с сочинённым специально для неё сонетом.
Тогда он уже жил в Париже. С Коко Шанель познакомил Сергей Дягилев. С ней Зданевич дружил и работал долгие годы. Разрабатывал рисунки для тканей - геометрически выверенные. О платье или жакете из такого полотна мечтали потом все модницы.
Полотном для творчества была для него и бумага, когда продолжал эксперименты в жанре - книга художника. Буквы, точнее их расположение - простор для импровизации. Они то сплетались в сетку, то замыкались в круг, то повторяли изгибы человеческого тела.
"Это уже не язык, это костяк языка, это уже другой мир, это уже не обычный язык. Невозможно разговаривать этим языком, это уже другое дело, это абстрактность", - говорит научный консультант выставки Режис Гейро.
Он публиковал стихи русских футуристов, иногда писал сам, чаще - использовал чужие тексты, порой - давно забытые. Как история путешествия в Африку, опубликованная ещё в XIX веке. Зданевич изучал архивы, переводил. В качестве иллюстратора пригласил Пикассо. С ним он всего выпустил 7 книг. Работал также с Матиссом, Леже, Шагалом. Их совместное творчество - тоже на выставке, которую вполне можно назвать премьерой. Столько подробной ретроспективы творчества Ильи Зданевича не видел прежде ни один музей.