Легендарная киностудия «Союзмультфильм» раскрывает тайны создания известных историй
Как ежик попал в туман, с кого срисовали образ Фрэкен Бок и почему переодели Бременских музыкантов? На ВДНХ открылась масштабная выставка "Нереальные герои. Художники и персонажи Союзмультфильма". Около 800 экспонатов: куклы, макеты, многие из которых будут показаны впервые, знакомство с аниматорами и мастер-классы.
Мультфильм "Ежик в тумане" даже спустя 40 лет после его создания считается лучшим за всю историю анимации. Режиссёр Юрий Норштейн перевернул представление о мультипликации. Он одним из первых стал использовать сразу несколько стёкол, располагая героев и декорации на разных уровнях. Так появились объём и глубина в кадре. А секрет густого тумана — в обычной кальке. Ею художник накрывал одно из стёкол.
"Вообще во время производства анимационного кино станок находится горизонтально. И стёкла тоже горизонтально расположены. А камера висит сверху и снимает вот эту всю толщу стекла со всем туманом, со всей зыбью, которая изображена в кадре. И тем самым появляется то великолепное изображение, которое фактически сплетали художник-постановщик и режиссёр", - рассказывает главный куратор выставки "Нереальные герои" Павел Шведов.
На выставке "Нереальные герои" "Союзмультфильм" раскрывает секреты и рассказывает о любимых героях то, чего мы ещё не знали. Например, Вини-Пух получился таким в результате ошибки. Мультипликаторы случайно заставили медвежонка передвигаться иноходью. Волка из "Ну, погоди!" должен был озвучивать Владимир Высоцкий. Но в последний момент студии запретили работать с опальным поэтом. А персонажу Фрекен Бок после долгих отказов свой голос подарила Фаина Раневская, с которой и срисовали образ строгой домоправительницы.
Параллельно с нарисованными мультфильмами выходили и кукольные. Здесь можно в деталях разглядеть тех самых персонажей, которых мы видели на экране. Герои мультиков "38 попугаев", "Колобок", "Варежка" и "Крокодил Гена". Чебурашка рядом с ним в кино сняться так и не успел — был запасным в одном из эпизодов.
"На самом деле, Чебурашка не такой уж и большой. Он умещается в ладони. А в его глазках даже есть специальные отверстия, которыми благодаря шпильке вращали глаза, чтобы придавать то или иное направление, движение взгляда", - рассказывает главный хранитель коллекции кукол студии "Союзмультфильм" Евгения Смелова.
Более 800 кукол, эскизов и раскадровок, многим из которых уже около 60 лет. Студия "Союзмультфильм" достаёт из архивов то, что широкой публике ещё не показывали.
На этой выставке можно попасть даже туда, куда обычно никого не пускают – в кабинет мультипликатора. На стенах у них, как правило, нет пустого места – повсюду раскадровки, с пометками режиссёра, рисунки с проработкой персонажей, вот, например, знаменитый Кеша. И конечно, настоящее рабочее место художника. На полу валяются неудачные эскизы, на полках – папки с мультиками, а на столе новый персонаж. И любой посетитель может почувствовать себя аниматором и попробовать дорисовать нового героя.
Он не сразу получится таким, каким будет в мультфильме. Художники часто по несколько раз меняли внешность и характер персонажей. Например, Бременские музыканты сначала напоминали древних скоморохов. Петух же, по высказыванию режиссёра Инессы Ковалевской, "годился только в суп". И когда была написана музыка, героев решили переделать. Они первыми в Советском Союзе надели джинсы, а принцесса появилась платье мини. Такие в 70-х носили только западные модницы.
Узнать ещё больше деталей можно от самих аниматоров. В ближайшие три месяца на выставке они будут читать лекции, проводить мастер-классы и, конечно же, показывать любимые мультфильмы. И пускай все эти герои не реальны, они давно стали родными.