В Москве открылась выставка «птиЦЫ и ЦЫфры. Орнитология и нумерология Велимира Хлебникова»
Выставка "птиЦЫ и ЦЫфры" приурочена к 130-летию со дня рождения поэта Велимира Хлебникова. Многие из представленных артобъектов выполнены современными художниками. Но все они посвятили свои работы человеку, который сам себя называл "председателем земного шара" и большую часть жизни занимался творческими экспериментами.
"Сверхстранный чудак", звездочет, алхимик и экспериментатор - как только не называли Велимира Хлебникова. Но свои самые главные опыты он проводил не с химическими веществами, а с русским языком. К 130-летию со дня рождения гениального поэта в Московском музее современного искусства открылась выставка, посвященная его творчеству.
"Хлебников принадлежит к тем авторам, к которым обращаются художники не по велению кураторов. Работы, посвященные Хлебникову, делаются сами по себе. И наш проект такой же, в основе его есть, тем не менее, две темы - темы, которые лежат на поверхности, это птицы и цифры", - говорит куратор выставки, художник Михаил Карасик.
Родившись в семье ученого-орнитолога, Хлебников на протяжении всей жизни занимался изучением птиц. Пернатые населяли и его поэзию. А судя по многочисленным портретам, даже в его облике было что-то птичье. Портрет Хлебникова знаменитый художник Анатолий Зверев написал в свойственной для себя манере: за несколько минут. Стихийная игра красок и застывшая будто на полароидном снимке эмоция. Кстати художника и поэта сближала одна общая черта - небрежное отношение к своим работам. Зверев бесконечно терял и раздаривал картины - Хлебников разбрасывал и хранил, где попало, свои стихи.
"Это те самые наволочки, в которых Хлебников носил свои стихи, часто были скомканы, бумажки, то, что ему, наверное, хотелось выбросить", - рассказывает Михаил Карасик.
Другое увлечение поэта - цифры. На выставке они повсюду. В сборниках его стихов и инсталляциях современных художников, на гравюрах и картинах. Хлебникова интересовало время, пространство и космос. Он создал некое подобие таблицы Менделеева, чтобы с ее помощью по математическим формулам рассчитывать будущее, ведь исторические события, по его мнению, повторялись как волны. Так, Хлебников предсказал революцию 1917 года еще в 1912 году. Правда, после этого пророчества, те, кто и без того с трудом понимали сложный хлебниковский слог, стали относится к поэту с еще большей настороженностью.
"Хлебникова не печатали. В библиотеке я нашел какой-то сборник, по-моему, какого-то 1932 года или 1934. А так не было. Я просто рад безумно, что сейчас он востребован. Хлебников для художника - это просто находка. Там очень много скрытых подводных течений", - говорит художник Василий Власов.
Эпатажный и неугомонный Велимир Хлебников был уверен: все его друзья и последователи должны объединится с одной главной целью - сеять гармонию в мире. Эту утопию он назвал "Обществом председателей земного шара". По задумке, в него должно было входить 317 деятелей культуры.
Металлическая конструкция напоминает часы, это символ общества Председателей земного шара. Только вместо часовых и минутных делений циферблата - флажки с именами членов того самого общества: есть здесь и Малевич, и Маяковский, и Есенин, и Родченко, а на флажке Хлебникова - корона основателя.
Перевести поэзию на визуальный язык, поверить в магию даже самых непонятных слов, заглянуть в прошлое и прозреть в будущее - вот он, непридуманный мир поэта Велимира Хлебникова. Именно таким он его видел и ощущал.