Друзья и коллеги вспоминают ушедшего сегодня из жизни режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича
Ушёл из жизни Георгий Юнгвальд-Хилькевич - режиссёр, на фильмах которого выросло не одно поколение. "Узник Замка Иф", "Ах водевиль, водевиль…", "Выше радуги" и конечно "Д’Артаньян и три мушкетера". Какое бы настроение не было у зрителя, после просмотра такого кино мир становится ярче.
"Опять скрипит потёртое седло..." - ещё неизвестно, родился бы этот хит всех времён, если бы не вечный юношеский азарт режиссёра Юнгвальда-Хилькевича. Чтобы добиться своего, он горячо поспорил с авторами, что гимн мушкетёров не будут распевать на каждом углу. И с огромным наслаждением проиграл это пари.
Казалось бы, потомку польского короля, сыну оперного режиссёра и балерины, сам бог велел с детских лет творить и мечтать. Но Георгий куда больше любил гонять на мотоциклах. Едва не разбившись в 14 лет, он три года пролежал в гипсе. И если бы не романы Дюма, зачитанные в это время до дыр, вряд ли бы он подарил нам эти миры, этих героев, и это счастье.
"Когда я читал "Три мушкетёра", я скакал на лошадях, я любил, я жил... Я проживал выдуманную жизнь... Из-за этого я сохранил и оптимизм, и не сошёл с ума", - рассказывал режиссёр.
Он отбрасывал саму мысль снимать экранизации книг. Говорил: зрители всё равно знают, чем всё закончится, поэтому им гораздо интереснее петь песни и переживать за графа Монте-Кристо и мушкетёров, как за живых людей. И выбирал актёров не по внешности, а по свойствам души.
"Он другом мне не был, он был практически родственник! Мы ссорились, бранились, но любили искренне друг друга. Я успел к нему зайти не так давно, а совсем недавно он позвонил по телефону ни с того, ни с сего, признался в любви, как будто прощался. Он прожил хорошую жизнь! Он столько сделал для людей... Уже третье или четвёртое поколение смотрит фильм, и дай бог, чтобы вырастали смелые, толковые, понимающие в любви и в дружбе люди", - говорит Михаил Боярский.
Его первый фильм "Формула радуги" лишь каким-то чудом не стал последним и не отбил желание снимать дальше. В комедии про робота-двойника особо бдительные кино-чиновники усмотрели сатиру на советский строй, и навсегда положили картину на полку.
Познакомившись с Высоцким, он бредил мыслью снять его в главной роли, считал гением уровня Пушкина и даже придумал фильм о перевозке оружия в Россию накануне революции. Но хриплый бард с Таганки на экране был не нужен. Всеми правдами и неправдами режиссёр все же отстоял его перед зампредом Госкино.
"Говорит, снимай, ладно, но ты меня вспомнишь! Сними лучше Ланового! Его там любят, наверху. Я говорю - это не мой актёр, это для Высоцкого всё написано! Он говорит – "Дурак ты... Ну, иди", - вспоминал режиссер.
И хотя "Опасные гастроли" ругали и громили за поющего Высоцкого, за то, что о революции и без Ленина, но два десятка копий картины засмотрели до дыр на партийных дачах, а в кинотеатры было невозможно попасть.
"Георгий Эмильевич, прости, что мы тебя не долюбили, не додали тебе похвалы... Он как-то был обделён похвалами. Прости всех нас, что мы были несправедливы к тому, что ты сделал для нас", - говорит актер Алексей Петренко.
Любой свой фильм он превращал в праздник и говорил, что музыкальные картины не стареют, потому что музыка всегда молода — от старых мелодий так же щемит сердце, как и от современных. Кажется, что мозаика его фильмов сложена из простых кадров, но, как ни крути, получается чудо. С юными актёрами он говорил на одном языке и показывал зрителям настоящих, живых подростков в фильме "Выше радуги".
Именно безнадёжная влюблённость Георгия Эмильевича в самую яркую звезду советской эстрады подарила нам фильм "Сезон чудес". Но признаться в своих чувствах Алле Пугачёвой режиссёр тогда так и не решился.
С болью в сердце Юнгвальд-Хилькевич рассказывал, скольких седых волос ему стоило всю жизнь бороться с фальшью и лицемерием реальности. Как долго били, а потом любили. Как тяжело было не сдаваться и выносить на экран по молекулам волшебные мгновения этой жизни и любви. И каждый раз, искренне удивляясь своему везению, благодарил судьбу.
"Я счастлив, что у меня ещё есть такая профессия. Что я стал кинорежиссёром, и что жизнь так сложилась, и я смог снять такие фильмы. Каждый раз бог помогал, потому что это просто невероятно", - говорил режиссер.