Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич скончался в Москве на 82-м году жизни
Сегодня пришла печальная весть - ушёл из жизни Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссёр, на фильмах которого выросло не одно поколение. Зрители помнят его картины - "Д`Артаньян и три мушкетера", "Узник замка Иф", "Ах, водевиль, водевиль..."
Неделю назад в тяжёлом состоянии режиссёр был доставлен в московскую Боткинскую больницу. Сегодня утром его не стало - врачи оказались бессильны.
Он снял более двух десятков фильмов как режиссер, написал десяток сценариев, сам снимался в эпизодах своих картин. Окончил архитектурный институт. Оформлял, как художник-постановщик, спектакли в театрах от Ташкента до Парижа. Писал книги и картины. Был даже главным режиссером Театра кошек Куклачева. Талантливый человек талантлив во всём, но у любого таланта есть своя визитка, по которой его узнают сразу. На творческой визитке Юнгвальд-Хилькевича должна быть шляпа Боярского и девиз — "Один за всех, и все за одного!" Да, это он снял "Трех мушкетеров".
Боярский говорил про него - он сделал меня, вытесал, как папа Карло Буратино. Самого Хилькевича роман Дюма спас от инвалидности. В юности Георгий тяжело болел: перебор с занятиями спортом надолго заковал его в гипс. Он читал запоем. Переживая за мушкетеров, мысленно фехтовал за них. От этого напрягались мышцы, и будущий режиссер встал на ноги.
"Я три года в гипсе лежал. Мысли были очень мрачные. Всякие. Сложные мысли. Это было с 14 до 18 лет —— периодически я умирал, потому что у меня был сепсис. А когда расковали из гипса, я шагнул в любовь со страшной силой", - рассказывал режиссер в передаче "Пока все дома".
Любовь всегда была рядом с ним, а он, не скупясь, отдавал её. Отдавал женщинам - режиссер был трижды женат. С последней женой, кстати, вместе сыграл в своем фильме "Узник замка Иф". Отдавал публике: большинство из его картин - в так называемом "лёгком жанре". Глотки оптимизма и романтики на сером фоне советского быта.
"Он был очень веселый человек. Остроумный, какой-то искрящийся, радостный всегда. И всегда заряжал нас каким-то необъяснимым оптимизмом", - вспоминает режиссер Марк Захаров.
"Для меня это личная потеря. Георгий Эмильевич во многом направил и определил меня в этой жизни, поверив в мои актерские способности еще на заре моего прихода в кинематограф, когда мне было еще 17 лет, в Одессе", - говорит актер Дмитрий Харатьян.
"Он внимательно относился к музыке, к каждому кадру. Вообще, любил артистов. Вы знаете, это такое редкое качество, когда режиссер любит своих артистов", - рассказывает актриса и телеведущая Екатерина Стриженова.
Знаменитые "Опасные гастроли" появились после того, как Юнгвальд-Хилькевич случайно услышал Высоцкого — сценарий писали специально под него. Кино-чиновники делали всё, чтобы снялся кто-то другой. Приводили на пробы кандидатов, но режиссер всем говорил — понимаете, ребята, это должен быть Высоцкий. И те отказывались сами.
"Я, например, кино когда снимал, меня все время уничтожала критика, долбала. Про "Опасные гастроли" говорили, что это ужасно. Дискредитация самого дорогого в нашей стране — революции. Что это вообще ужасный актер, бездарный — Высоцкий. А "Три мушкетера" когда вышли, был известный очень критик, который разнес вообще в пух и прах "Три мушкетера". И написал, что эти дрянные песни вообще никто никогда не запоет", - смеясь, рассказывал режиссер.
"Человек, который очень много уделял внимания тому, что у нас называется "кино для людей". Когда результатом работы является зрительский интерес, а не абы что, снятое на экране", - говорит певец Александр Градский.
"Понимаете, он другом мне не был. Он был практически родственник. Мы ссорились, бранились, но любили искренне друг друга. Я успел к нему зайти не так давно, а совсем недавно он позвонил по телефону и ни с того ни с сего признался в любви, как будто прощался. Я очень хотел бы, чтобы зрители запомнили не только его работы, но и его тоже. Потому что все это - его сердце и его душа. Замечательный мужик", - сказал актер Михаил Боярский.
Юнгвальд-Хилькевич работал много и с удовольствием, работал, покуда позволяло сердце. Оно подвело режиссера на 82-м году жизни. Но песни из его фильмов поют, и будут петь, а сами фильмы смотрят, и будут смотреть.