Московскому зрителю представили балет Бориса Эйфмана «Up and down»
Взлет и падение в ритме "ревущих 20-х". В Москве впервые показали ставший уже знаменитым балет "Up and Down". Он поставлен известным хореографом Борисом Эйфманом по мотивам романа Фитцджеральда "Ночь нежна". Спектакль уже объехал полмира и наделал много шуму. На сцене казалось бы несовместимое: классические фуэте, джаз, психологическая драма.
Каково это — заглянуть за двери лечебницы для душевнобольных? В этом причудливом калейдоскопе маний, страхов и изломанных душ так страшно узнать себя. Безумие в глазах и на кончиках пальцев, в клинике и прямо на улицах. Борис Эйфман снова задаёт сумасшедший ритм. Из стороны в сторону, вверх — вниз. Ап энд даун.
Идею спектакля хореограф подсмотрел в романе Френсиса Скота Фицджеральда "Ночь нежна". Но, конечно же, главный психолог и философ мирового балета по-своему пересказал эту историю талантливого доктора, который влюбился в пациентку и оставил практику ради светской жизни. Трагедия человека, разменявшего талант на блеск мишуры и заплатившего за это самую высокую цену.
"В романе Фицджеральда "Ночь нежна" есть тема, которая меня волнует. Прежде всего, это тема сохранения и развития дара божьего, который дан человеку. И предательство по отношению к самому себе. И это, наверное, самое страшное предательство. И мой герой, к сожалению, потерпел крах, потому что он предал самого себя", - рассказывает Борис Эйфман.
Потеряв всё, доктор становится изгоем в обществе, где слабым нет места. И кажется, только артисты этой труппы могут так пронзительно передать душевные терзания человека, не произнеся при этом ни слова. За кулисами величайших мировых подмостков уже давно перешёптываются об уникальном эйфмановском стиле. Из своих артистов он создаёт не только балетных танцовщиков, но и мощных драматических актёров.
"Это стиль — движение не ради движения, а движение ради передачи эмоции. Физически он очень насыщенный, очень насыщенный! Это сложно. И естественно, когда идёт сумасшествие героя, то волей-неволей это отражается и на мне. Поэтому мне хочется после этого балета быстрее сходить в душ, как-то вымыться, освободиться", - делится эмоциями солист Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженный артист России, исполнитель партии Дика Дайвера Олег Габышев.
Трагедия личности разворачивается на фоне блистательного века джаза. В этом неудержимом карнавале невесомые поддержки и фуэте чередуются с чарльстоном и свингом. А мелодии Гершвина переплетаются с музыкой Шуберта и Альбана Берга. И если прислушаться, можно даже услышать шуршание коротких юбок. Прямо как на Бродвее во времена "ревущих 20-х".
Неоновые улицы ночного Нью-Йорка придумывать начали чуть ли не раньше, чем ставить сам спектакль. Ведь сначала всю световую партитуру создавали на компьютере. До секунды выверяли, как должно меняться освещение. И только перед премьерой художники смонтировали сами декорации. Сотни лампочек, чтобы в этот праздник жизни окунулись зрители даже на последних рядах.
Этот спектакль уже наделал много шума по всему миру. За полгода труппа покорила Нью-Йорк, Чикаго, Париж, Ригу, Торонто и Тель-Авив.