В Петербурге подвели итоги одного из самых престижных кинофестивалей страны — «Послание к человеку»
Юбилейный 25-й фестиваль проходил сразу на 15 площадках города и даже вышел на улицы - огромные экраны были установлены на Дворцовой площади. Этот форум по числу участников стал наиболее представительным - около сотни режиссеров из 45 стран.
Вот уже 25 лет фестиваль "Послание к человеку" пытается ответить на вопрос: в чем смысл жизни? Никак не меньше. И, наверное, в этом разгадка его популярности. Сменилось целое поколение, кинотехника; в конкурсе теперь участвуют даже фильмы, снятые на сотовые телефоны. Неизменна гуманистическая тема, заданная четверть века назад.
"Многослойность – это самый-самый современный язык кинематографа. Знаете, иногда даже слеза выступает, иногда смеешься, иногда плачешь или что-то серьезное, важно уйти неравнодушным", - считает режиссер, президент МКФ "Послание к человеку" Алексей Учитель.
Ярким открытием фестиваля стал фильм "Человек" француза Яна Артюса-Бертрана. Автор в течение нескольких лет снимал самые удаленные уголки планеты и записал тысячи интервью, в чем счастье человека? А, например, немецкие документалисты привезли двухчасовое исследование: они ищут приметы зарождающегося фашизма в кинематографе догитлеровской Германии.
"В эпоху Веймарской республики снимались настоящие шедевры. Но в этих черно-белых лентах уже можно разглядеть будущее: рука на карте – характерный жест во многих фильмах, властный и агрессивный. Лица, мимика, темы, жанры, многое говорит о том, что тогда уже было в сознании людей. Это художественное кино, не пропагандистское, но оно-то и отражает массовое сознание", - отмечает кинорежиссер, философ, историк (Германия) Рюдигер Зухсланд.
Главным достижением фестиваля организаторы считают интерес зрителей, кинозалы были переполнены. Фильмы показывали на 15 площадках по всему городу, в том числе под открытым небом – на Дворцовой площади. Закрывал фестиваль фильм Александра Сокурова "Франкофония", снятый во Франции, при содействии голландских и немецких кинематографистов, он впервые представлен в России. Наполовину документальный, наполовину игровой, его сюжет о спасении шедевров Лувра во время войны.
"Это фильм, в котором мы стремились создать какой-то художественный образ времени. Не исторический, не документальный, художественный образ времени, т.е. с некоторыми эмоциональными оценками", - поясняет кинорежиссер Александр Сокуров.
Чтобы назвать лучшие работы, международному жюри пришлось отсматривать фильмы по 7-9 часов в день. Одних только номинаций – больше десятка. Игровое, документальное, анимационное, экспериментальное кино. Есть приз зрительских симпатий, приз прессы, критиков. Перечисление победителей – это две страницы, а церемония закрытия, которая проходила в Большом драматическом театре, заняла несколько часов.
Студенческое жюри выбрало итальянскую картину "По другую сторону" за эмоциональность и искренность. Лучшим экспериментом года специалисты назвали фильм "Внизу" британского режиссера, а самым успешным дебютом стала работа российских авторов, которая называется весьма символично – "За счастьем".