В честь векового юбилея «Черного квадрата» Малевича реконструировали футуристическую оперу
Опера, где больше символов, чем музыки. Хаос, сумбур, гротеск на сцене и костюмы, созданные по эскизам Малевича. В Москве показали реконструкцию постановки "Победа над солнцем", которая почти 100 лет назад стала заметным событием русского театрального авангарда. Именно в этом спектакле впервые появился чёрный квадрат.
Дитя четвёртого измерения. В этом необычном сплетении речитативов, музыки и танца Солнце приобретает другой цвет и форму. Чёрное и в виде квадрата, оно накрывает собой всё сценическое пространство, словно приглашая зрителей вернуться к истокам мироздания.
Дар предвидения. В этой постановке Казимир Малевивич впервые начинает экспериментировать со своим знаменитым чёрным квадратом. Правда, здесь будущий символ русского авангарда появляется пока не как отдельное полотно. Кто бы мог подумать, что совсем скоро он не только изменит эстетику и вкусы, но и вообще перевернёт представление о современном искусстве.
"Солнце, не как жизнь, а как красота. То есть, красоту можно увидеть не обязательно в круге. Квадрат тоже красив, и в нём много всего. Та фигура, которую может создать только человеческий мозг. Не существует квадрата в природе", - говорит актёр, сценограф оперы-мистерии "Победа над Солнцем" Григорий Бродский.
Оперу-мистерию, которую буквально по крупицам воссоздали в театре Стаса Намина, впервые поставили на сцене ещё в 1913 году. Тогда, правда, постановка провалилась. Перед премьерой актёры репетировали всего дважды. Их костюмы были из толстого картона. Так что двигаться в таких сценических робах было практически невозможно. Сейчас и к костюмам, и к репетициям, и к сценографии отнеслись очень ответственно.
"В сегодняшней постановке, конечно, она более отточена. Костюмы, благодаря сотрудничеству с Русским музеем, восстановлены, но уже с использованием современных технологий. Всё это гораздо интереснее. Тогда всё это носило характер революционно-художественной самодеятельности, я бы сказал", - говорит президент Международного культурного Фонда BREUS Foundation Шалва Бреус.
Новая постановка уже стала сенсацией на европейском арт-форуме в Базеле. Впереди - Париж. А пока разгадывать коды и символы авангардистов будет театральная Москва.
Выбор места для проведения постановки тоже неслучаен. Кинотеатр ''Ударник'' - не только уникальный памятник конструктивизма, но и часть комплекса знаменитого Дома на набережной. Так что можно сказать, совершая экскурс в прошлое и давая бой Солнцу, последователи Казимира Малевича ещё и сходили в гости.
Соседи по лестничной клетке. Разговоры на кухне до рассвета. В прочтении, максимально приближенном к первоисточнику, произведение получило и новое актуальное видение, и современный драйв.
"Довольно серьёзная, где-то даже трагическая, опера. При всех хулиганствах, даже каких-то стёбах, что там есть. Мы по прошествии этого столетия уже насмотрелись на этот чёрный квадрат, который заслонил нам Солнце, и решили, что его надо сегодня победить уже", - говорит Стас Намин, режиссёр постановки, художественный руководитель Московского театра музыки и драмы С. Намина.
Но кто победит? Солнце, которое Малевич представляет чёрным квадратом, или реальное Солнце? Через революции, войны и репрессии, от лириков к физикам. Теория большого взрыва, предсказанная художниками и переданная нам сквозь пространство и время.