По всему миру проходит культурная акция, посвящённая писателю Антону Чехову
Сегодня на нашей планете - день Антона Павловича Чехова. Сотни людей читают его произведения. Трансляция в интернете идёт круглые сутки. География проекта - весь мир. Инициаторы акции дали ей очень точное название: "Чехов жив".
Ровно в полдень занавес с легендарной чайкой распахнулся, и спустя мгновение начал оживать целый мир, выстроенный гением Чехова. Каждое слово - как капля живительного нектара. Каждая фраза - словно сверкающий драгоценный камень. Это всё он — Антон Павлович Чехов. Русский писатель. Художник жизни и характеров. 50 рассказов и отрывков из пьес долго выбирали, прежде чем дать старт этому марафону, когда слова превращаются в живые чувства.
"Когда я его читаю, у меня есть ощущение, что это про себя я его читаю, про нас про всех. Про время, про Россию", - говорит актёр Анатолий Белый.
"Всё, что Чехов подметил очень тонко вот об этом — о людях, о человеке, это, конечно, абсолютно живое и сегодняшнее", - уверен актёр Авангард Леонтьев.
Актёры и политики, спортсмены и музыканты, писатели и телеведущие, знаменитые и неизвестные - от юных студентов до седовласых старцев. 700 человек читают страницы Чехова. Каждый со своей интонацией и чувствами. И всё это, собранное как одна большая мозаика, транслируется через интернет на весь мир. Для кого-то рассказы Чехова — лекарство, для кого-то — машина времени, уносящая в светлое былое.
"Мне кажется, как будто я родилась не в том времени. Мне хочется чуть-чуть там пожить, в том времени, которое он описывает", - говорит актриса Паулина Андреева.
"И сегодня мы не слышим друг друга. Про это Чехов, что люди не слышат друг друга. Они не слышат слова любви. Люди очень готовы ненавидеть друг друга, люди готовы предавать друг друга. Это всё Чехов, он предупреждал нас, что так может быть", - говорит актёр Игорь Золотовицкий.
Ещё за несколько месяцев до чтений на сайте проекта "Чехов жив" любой мог пройти тест и выяснить, на кого из героев рассказов и пьес он похож больше всего. Самыми популярными стали герои "Вишнёвого сада" - "альтруистка" Варя и "вечный студент" Петя Трофимов. Поэтому почти все сегодня смотрят в книгу, словно в зеркало.
"Не поверите, за последние пять дней прямо вжился в этот образ Ваньки. Я даже позвонил деду, говорю: дед, прямо как про нас история. Правда, я уезжал не на деревню, к какому-то сапожнику, а уезжал в Петербург заниматься спортом", - рассказывает спортсмен Иван Скобрев.
"Чехов весь разобран на цитаты, и мы, может быть, иной раз даже не отдаём себе отчёт в том, что мы цитируем Чехова", - говорит певица Мария Максакова.
"Каждая строчка — она просто пронизана каким-то таким духом определённым, что вот сидишь и думаешь: а ведь и правда, наверное, происходили такие вещи", - говорит спортсменка Ирина Слуцкая.
"Это будет удивительный калейдоскоп, удивительная мозаика взглядов на Чехова - и профессиональных, я имею в виду, театральных, и непрофессиональных. Совершенно невозможно управлять этим и давать распоряжения. Руководить семьюстами людьми невозможно. Можно только воспользоваться желанием людей принять участие в этом, их энтузиазмом, их готовностью, и дать им эту возможность", - говорит продюсер проекта "Чехов жив" Фекла Толстая.
Год назад весь мир услышал живую версию романа Льва Толстого "Анна Каренина". Сегодня Чехова тоже читают повсюду. В театрах — от Москвы и Петербурга до Сахалина. Конечно, в усадьбе Мелихово, где была написана "Чайка", на родине писателя — в Таганроге, и в немецком Баденвайлере, где его не стало. А ещё будут Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Кембридж.
Ровно в семь часов вечера, совсем скоро, когда в театрах уже всё замирает, и поднимается занавес, актёры сразу семи театров начнут читать чеховскую "Чайку". И это будет, действительно, уникальный спектакль, вырастающий прямо у нас на глазах, без билетов и очередей, без режиссёрских ходов, без грима и декораций. Только — живой Чехов и живые актёры. А нам только и останется, как писал Антон Павлович, что "повесить свои уши на гвоздь внимания".
Кстати, сохранилось фото, как Чехов впервые читает свою "Чайку" актёрам Московского художественного театра. И можно лишь гадать, с какими интонациями он это делал.
Читать "Чайку" закончат в десять вечера — ещё можно застать финал. А потом вновь примутся за рассказы на всю ночь и утро, пока не пробьёт полдень. Тогда 24 часа записей можно будет пересмотреть и убедиться, что Чехов — жив!